Новости Севастополя

Счастье выживших

В пятницу, 22 июня, исполняется 77 лет с начала Великой Отечественной войны. Несмотря на живых свидетелей, тысячи опубликованных мемуаров и рассекреченных документов, остается немало эпизодов, до сих пор покрытых тайной. Одна из них — гибель теплохода «Армения», затонувшего на траверсе Ялты 7 ноября 1941 года. Одна из читательниц «Севастопольской газеты» чуть не стала жертвой этой трагедии.

«Армения» на съёмках фильма
«Сокровища погибшего корабля», 1935 год

Семья Майи Соколовой переехала в Алупку из Алма-Аты в 1932 году по состоянию здоровья отца. Он — врач — заболел туберкулезом. Выздоровев, Владислав Соколов остался работать в местном санатории. На второй день после начала войны его забрали на фронт. Мать как лаборантку санатория им.Сталина оставили, поэтому отец попросил своих друзей позаботиться о жене и 10-летней дочке.

Первоначальный приказ был готовиться к приему раненых. Во всех санаториях и госпиталях Южного берега Крыма полным ходом шла подготовка коек. Когда же фашисты подошли к Перекопу, гражданским было разрешено готовиться к эвакуации.

— Но эвакуироваться было уже не на чем, единственное, что оставалось [незахваченным], — это море, — рассказывает М.Соколова.

Летом девочка заболела дифтерией, и ей ввели сыворотку, но врачи не знали, что у ребенка непереносимость белка, поэтому у Майи отнялись ноги. На долгие месяцы она оказалась прикована к кровати. Тем не менее мать решила эвакуироваться на материк.

К 5 ноября 1941 года семья оказалась в Ливадии, как вдруг начался налет. Все побежали в «щели» — укрытия в земле из бревен. Поблизости пряталась группа военных, которые помогли женщине с неходячей девочкой. Пережидая налет, разговорились. Офицер спросил о семейном положении:

— [Муж] партийный?

— Нет.

— А кто по специальности?

— Врач!

— Ни в коем случае не садитесь на корабль. Ни один теплоход сейчас не дойдет, — предупредил незнакомец. Далее он посоветовал собрать вещи, прийти в Ливадийский дворец и там ждать: «За вами к рассвету придут!».

Без долгих раздумий Соколовы поверили его словам. Вечером они зашли с парадного хода во дворец. Солдаты приехали, как и было обещано, на рассвете на полуторках, доверху заполненных яблоками. Женщину и девочку посадили сверху, и машины поехали на запад.

— Знаете, когда сейчас вспоминаю, как эти машины шли одна за одной, прямо мороз по коже пробирает. Страшно было.

Машины уехали на Севастополь, а Соколовы всю оккупацию прожили в Алупке. Майя Владиславовна после войны поступила в институт в Одессу, где встретила будущего мужа. Позже обоим удалось получить работу в вернувшемся из Москвы в Севастополь Морском гидрофизическом институте, где они всю жизнь проработали.

Сейчас М.Соколова живет одна — дети и внуки далеко. Женщина часто перебирает воспоминания и счастливые случайности своей яркой жизни, одной из которых ей захотелось поделиться с редакцией.

Автор: Пелагея ПОЛЕНОК

Гибель теплохода «Армения»

6 ноября 1941 года пассажиро-грузовой теплоход «Армения» вышел из Севастополя, эвакуируя в Туапсе тяжело раненных и медперсонал нескольких госпиталей. Глубокой ночью судно прибыло в Ялту, где тут же началась погрузка раненых, партийных работников Большой Ялты, руководства «Артека». Кроме этого, считается, что на борт погрузили драгоценности, собранные из дворцов и усадеб Южного берега. Несмотря на ценный груз, эвакуация шла в спешке из-за того, что немцы уже заняли Алушту и приближались к Ялте. До сих пор не найдены документы с полными списками пассажиров.

В 8.00 «Армения» вышла из порта. Через три часа, в 11.25, судно, не обеспеченное прикрытием с воздуха и моря, было атаковано вражескими самолетами и потоплено прямым попаданием. Остов «Армении» до сих пор не найден водолазами.

Powered by Blogger