Новости Севастополя

Опасный ледник Перито-Морено

Ледник Перито-Морено

Корреспондент «Севастопольской газеты» Пелагея Поленок продолжает рассказывать о своих путешествиях автостопом по Южной Америке. Девушка и две ее спутницы, Иза и Лена, побывали на одном из самых известных ледников в Аргентине.

Континент Южной Америки похож на ирокез панка, который качал головой, когда собирал ладошками волосы в гребешок. Поэтому ирокез Анд немного съехал набок.

На юге континента, в Патагонии, горные хребты еще невысокие, до двух тысяч метров. Высота наших Карпат, но нет, здесь уже лежат вечные снега и сверкают на солнце ледники. Один из самых известных — Перито-Морено, в восьмидесяти километрах от города Эль Калафате в провинции Санта-Круз.

Сверху ледник грандиозного впечатления не производил

Поездка на ледник

В горы мы поехали автостопом. Похожий на дачный поселок Живописное и базовый лагерь для восхождения на Эверест одновременно, городок Эль Калафате расположен на берегу озера Аргентина, которое вытекает из-под ледника Перито-Морено. Здесь туристов больше, чем местных жителей, а каждый второй дом — отель. В любом магазине торгуют индейскими сувенирами и колбочками с благословенным воздухом Патагонии.

Анды поднимаются стеной из-за озера

Анды удивительного синего цвета поднимаются стеной из-за озера. За ними второй стеной громоздится вал застрявших в горах облаков с Тихого океана. Анды не пускают непогоду в Аргентину, но не могут удержать ветер, который леденит все вокруг, несмотря на то, что через пару дней здесь начнется календарное лето. Местные жители до сих пор не выключают батареи в домах.

Все туры на ледник начинаются в восемь утра и заканчиваются в два часа дня. Такое вот странное расписание. Поэтому, когда мы начали стопить в девять часов, город уже опустел.

Кроме таксистов, нас никто не хотел подбирать до тех пор, пока мы не вышли за городскую черту. Там почти сразу поймали трех капитанов, едущих ремонтировать свою туристическую «барку», так по-испански звучит «катер».

На развилке толком не успели замерзнуть, потому что почти сразу поймали двух фотографов, которые ехали на работу в Национальный парк Los Glacieros, где как раз и находится ледник.

Видимо, мы все-таки хорошо замерзли, потому что увлеклись распитием мате фотографов и проворонили место, где надо было выходить из машины и искать дырку в заборе. Скрепя сердце отдали 130 песо с каждого, это около 20 баксов.

Обвал и разноцветный лед

Парни привезли нас на самую высокую смотровую точку, и, наверное, это было ошибкой, потому что сверху ледник выглядел нелепо маленьким и никакого грандиозного впечатления не производил. Отсюда виден сам ледник и соседние снежные хребты. Ширина языка ледника составляет 5 км. Общая площадь ледника — 250 кв.км, средняя высота — 60 м над поверхностью воды.

В целом, все очень напомнило китайский туризм: везде указатели, лавочки, лестницы.

На смотровой площадке

Ледник движется со скоростью 2 метра в день, при этом потери массы примерно такие же, поэтому ледник не наступал и не отступал в течение 90 лет.

Ледник движется со скоростью 2 метра в день

Срез ледника подобен генетическому коду, можно «прочитать» историю климата этой местности по годам. Чем старее лед, тем он более насыщенного голубого цвета.

Общая площадь ледника — 250 кв. км

Главная забава туристов — обвалы груд льда. Мне удалось наблюдать процесс одного обвала: вдруг поднялся грохот, как будто приближается гроза и уже слышен гром. От обвала по воде даже круги пошли!

Ледник постоянно меняет форму. В пасмурную погоду цвет льда становится более ярким.

У подножия ледника

По мостикам мы с Леной ходили очень унылые, совершенно разочарованные увиденным, недовольно бурча, что, мол, на Кавказе ничуть не хуже, только бесплатно, еще и потрогать можно. Ходили ровно до тех пор, пока не потеряли в толпе Изу и не увидели перегороженный проход и надпись «Опасно». На самом деле еще раньше к нам подошел смотритель, узнав, что мы из Украины, сказал по-русски «привет» и «добро пожаловать». Мы спросили, можно ли спуститься ниже, на что он ответил отрицательно, мол, есть нижняя терраса, но на прошлой неделе отвалился кусок льда и поломал там скамейки, поэтому проход закрыли.

Поломанными скамейками нас не испугаешь, ну и просто хотелось приключений. Поэтому немного потоптавшись, поразмыслив, подлезли под проволокой и прошмыгнули за ограду.

Снизу, наконец-то, ледник впечатляет. Пока нас не засекли, принялись фотографировать все подряд.

Снизу ледник впечатляет

Терраса к самому низу не спускалась, поэтому в одном месте перелезли через перила и поскакали по тропинке вниз — да, там сохранились даже тропинки! Снизу ледник производит потрясающее впечатление громадностью, мощностью.

Но надо было еще искать Изу, поэтому задерживаться не стали и поспешили наверх. На обратном пути без проблем одну за другой застопили две машины и вернулись в город.

Автор Пелагея ПОЛЕНОК
Читайте о приключениях автора в ее блоге yo-klmn.livejournal.com.

Справка

Ледник Перито-Морено (в переводе с испанского — «ученый Морено») назван в честь Франсиско Морено, который первым исследовал этот регион в 19 веке и сыграл существенную роль в защите территориальных интересов Аргентины в споре о границе с Чили.

Ледник расположен в национальном парке Лос-Гласиарес, на юго-востоке аргентинской провинции Санта-Крус. Является одним из наиболее интересных туристических объектов в аргентинской части Патагонии.

Перито-Морено имеет площадь 250 кв.км и является одним из 48 ледников, питаемых южной частью Патагонского ледника, расположенного в Андах на границе Аргентины и Чили. Это ледовое плато — третий по величине запас пресной воды в мире. Ширина языка Перито-Морено составляет 5 км, средняя высота — 60 м над поверхностью воды. Средняя глубина равна 170 м, максимальная — 700 м.