Новости Севастополя

На поезде по местам Эмира Кустурицы

Когда произносишь «Сербия», то одна из первых ассоциаций, возникающих в голове, — это Эмир Кустурица. Популяризируя свою родину в кинолентах, режиссер немало делает для привлечения туристов со всего света. Так, горная узкоколейка на границе с Боснией и Герцеговиной получила вторую жизнь именно после выхода фильма «Жизнь как чудо». Корреспондент «Севастопольской газеты» проехала на ретро-поезде и заночевала рядом со станцией «Голубичи».


Станцию «Голубичи» построил Эмир Кустурица,
когда снимал фильм «Жизнь как чудо». Фото Пелагеи Поленок

Популярный рейс

В поселок Мокра-Гора на западе Сербии, откуда стартует поезд исторической узкоколейной железной дороги Шарганская Восьмерка, приезжаем жарким октябрьским полуднем. О том, что место туристическое, говорят лаконичные надписи на кусках картона Sobe, то есть «комнаты», которые внаем сдают местные жители. Хотя самих хозяев нигде не видно — поселок кажется вымершим.

«Мокра-Гора» — одна из станций Шарганской Восьмерки

Поэтому тем контрастнее выглядит железнодорожная станция: люди толпятся на коротком перроне, столики станционного кафе, или «кафаны» на сербский лад, забиты под завязку, пассажиры торчат из окон всех четырех вагонов поезда, делая селфи на смартфоны.

— Сидячих мест нет! Остались только стоячие, — равнодушно сообщает нам женщина из глубины кассы.

— А когда отправляется поезд?

—Через 15 минут.

Вот так ажиотаж! Так что приходится согласиться на оставшийся вариант. Впрочем, нам везет: если в первых двух вагонах яблоку негде упасть из-за шумных сербских школьников, то в остальных не менее шумно, но точно свободнее. Помимо детей, кажется, что все остальные пассажиры — иностранцы: рядом с нами хрустят кукурузными чипсами молодые женщины в хиджабах, китайцы фотографируют без остановок, пара русских заглядывает с шумным вздохом «и здесь нет мест!».

Туристы в вагончике старинного поезда

Поехали!

Раздаются два протяжных свистка, и поезд трогается строго по расписанию. Все вскидывают вверх руки со смартфонами, стремясь запечатлеть миг старта без головы соседа в кадре. Мимо проплывают здание кафе, ремонтные вагоны, и вот последние домики Мокра-Горы остаются позади. Состав углубляется в хвойный лес. Внезапно становится темно — мы въехали в туннель. К слову, туннелей на маршруте более 20, так что восторг быстро утихает.

Солнечные лучи слепят глаза сквозь светлые стволы сосен. Хочется постоянно жмуриться, но некогда — виды за окнами меняются каждую минуту. Даже радуюсь, что нам достались стоячие места, потому что сидя мало что увидишь. Кроме того, можно выйти постоять на открытый балкончик тамбура.

Через сорок минут неспешной езды прибываем на конечную станцию «Шарган-Витаси», расположенную на Шарганском перевале. Здесь поезд делает 20-минутную остановку. И вот снова два гудка, время возвращаться. На обратном пути поезд делает остановки на трех станциях: смотровой площадке, Ятаре и Голубичи.

Во время последней остановки мы выходим с вещами, потому что планируем провести ночь в палатке где-то поблизости от построенной в качестве декораций к фильму «Жизнь как чудо» железнодорожной станции.

Автомобиль из фильма стоит под навесом

Голубичи

С отбытием поезда моментально наступает тишина. Наконец-то мы остаемся одни и можно спокойно все осмотреть. В двухэтажном домике смотрителя Луки Джурича никто сейчас не живет. Родник также не работает. Рядом под навесом на рельсах стоит голубой ретромобиль, также мелькающий в кинокартине. Впрочем, следов запустения не видно.

Сквозь открытое окно при желании можно проникнуть внутрь. По составленным вместе лавкам и брошенному старому матрацу понятно, что здесь неоднократно ночуют.

С перрона открывается широкая панорама долины Мокра-Горы. В тишине слышно, как наш поезд прибывает на конечную. Мы же отправляемся искать уютное место, чтобы поставить палатку.

Автор: Пелагея ПОЛЕНОК

Справка

«Жизнь как чудо» — трагикомедия режиссера Эмира Кустурицы 2004 года. История любви на фоне чудовищно абсурдных событий несет такой жизнеутверждающий заряд, что действительно воспринимается чудом.

Кадр из фильма «Жизнь как чудо»

Главный герой — Лука — немножко сумасшедший железнодорожник, который строит тоннель и не замечает приближающейся войны. Его жена, считающая себя оперной певицей, сбегает. Сын, призванный в армию, попадает в плен. Местная милиция предлагает Луке обменять сына на спасенную им от местных насильников мусульманскую девушку Сабаху. Но Лука и Сабаха полюбили друг друга...

Справка

Шарганская восьмерка — уникальная историческая узкоколейная железная дорога в Сербии, проходящая между населенными пунктами Мокра-Гора и Шарган-Витаси.

Строительство дороги началось во время Первой мировой войны в 1916 году, когда Австро-Венгрия вторглась в Сербию, заняв значительную часть Балкан. Для единства железнодорожного сообщения между Белградом и Сараево завоеватели приступили к этому проекту. Впрочем, построить австро-венгры успели лишь первые девять километров.

Достраивалась дорога уже после войны, с 1921-го по 1925 год. Самый сложный участок оказался именно здесь — между Мокра-Горой и перевалом Шарган. Из-за перепада высоты в 300 метров было решено проложить узкую 76-сантиметровую колею вместо обычной в форме цифры восемь. Для этого в горном массиве проделали 22 туннеля и возвели пять мостов.

В 1974 году дорога была признана убыточной, и ее закрыли. Однако уже в 1998 году энтузиасты начали восстанавливать Шарганскую Восьмерку. После выхода фильма Э.Кустурицы место превратилось в одну из самых популярных точек притяжения для туристов.

Powered by Blogger