Новости Севастополя

Борис Гребенщиков: «Вся моя жизнь — сплошное неприличие от начала до конца»

На девятом фестивале «Джаз Коктебель», который завершился 18 сентября, выступила группа «Аквариум» во главе с легендарным Борисом Гребенщиковым.

БГ на пресс-завтраке в Коктебеле.
Фото пресс-службы ТМ «Коктебель»

Для человека пост-советского пространства группа «Аквариум» стала настоящим культом. Гребенщикова цитируют, перепевают на разные лады, рисуют, о нем снимают кино и пишут стихи. 39 лет на сцене, 54 человека в составе группы (в разные годы), 28 альбомов, 44 видеоклипа, 6 полноценных изданных книг, 3 фильма, снятых о группе, 20 фильмов с саундтреками «Аквариума», большая персональная фотовыставка БГ, Орден за Заслуги перед Отечеством IV степени.

Журналисты на пресс-завтраке наслаждались общением с БГ.
Фото пресс-службы ТМ «Коктебель»

Во время пресс-завтрака на джаз-фестивале в Коктебеле БГ рассказывал о новом альбоме, рассуждал о творчестве, религии и предназначении человека.

Джаз умер

Настоящий джаз перестал существовать к концу 60-х, когда исчезли условия, которые его породили. Жизнь изменилась, и все — ему уже просто не было места. Появились новые, новые и новые штуки, которые давно перестали быть джазом. Если мы говорим о джазе как о музыкальной форме, использующей те или иные инструменты или приемы, до сих пор существует масса хороших музыкантов.

И рок-н-ролл тоже

Рок-н-ролл мертв уже столько десятков лет! Он умер, как говорят специалисты, когда Элвис Пресли был взят в армию, в конце 50-х. То, что было в 60-х — уже не рок, а что-то другое совсем. Форма — да, все замечательно. Только содержание не то, стиль жизни другой.

О современной музыке

Все хорошее, что я слышу, как правило идет с Украины. У меня есть передача «Аэростат» на радио, и я там очень редко ставлю вещи молодых людей, которые занимаются чем-то в условиях наших стран. Получилось так, что последние пять лет единственные, кого я ставлю, это как раз украинцы. Я только что посмотрел, как играет Шнур, голый и красивый. И заметил, что это очень похоже на забивание гвоздей — ритм «бум-бум-бум-бум». Это и есть состояние рока в России, мы все время забиваем гвозди. На Украине люди занимаются этим с бОльшим чувством и бОльшим шармом, даже когда не всегда получается. Но явно, что у них выше требования к себе.

БГ на концерте в Коктебеле.
Фото пресс-службы ТМ «Коктебель»

О классификации

Люди, которые знают умные слова — пусть придут и скажут, какую музыку мы играем. Мы-то ее не определяем. Люди, которые играли блюз, не знали, что они играют блюз, и это было счастье.

О своем творчестве

Я начал писать в первом классе. Тогда была оттепель, и полгода было все можно. По телевизору передавали, как на сцену Мариинского театра в Петербурге вышло огромное количество бардов. Там не было Окуджавы и Высоцкого, но были все остальные. Я это увидел и так восхитился тем, что там происходило, что я немедленно сел и написал первое стихотворение. И понял, что... ну я тоже могу.

Я все время жил, окруженный музыкой. Она у меня из ушей лилась и отовсюду. Как только я научился на гитаре пальцы ставить так, чтобы два аккорда сыграть, вот тогда и пошло.

БГ на концерте в Коктебеле.
Фото пресс-службы ТМ «Коктебель»

О новом альбоме

«Архангельск» — это новый альбом «Аквариума». Он уже есть. Это самый крепкий альбом «Аквариума» за всю историю — так говорят незаинтересованные посторонние наблюдатели ООН. Я не возьмусь анализировать то, что мы сделали, но он из меня крови выпил столько, что я едва живой. Я привидение, призрак.

Если бы у меня была возможность вернуться в мои 20 лет, я нашел бы где-нибудь году к 75-му профессионального аранжировщика, потому что у нас было допущено много просчетов в записях. Собственно, это до сих пор относится ко всем нашим альбомам, включая последний.

До 91-го года я был уверен, что в двигателе внутреннего сгорания сидит черт. Потом батюшка меня переубедил и я начал ездить на автомобиле. То, на чем я попадаю в студию или на концерт, не влияет на содержание. Мое творчество — это хождение пешком по маршрутам, которые вычислить невозможно.

«Аквариум» на концерте в Коктебеле.
Фото пресс-службы ТМ «Коктебель»

О внимании публики

Насколько мне известна психология человека, каждый относится к вниманию в свою сторону очень положительно. Это и делает жизнь возможной. Естественно, когда на человека обращают внимание, он делает то, что делает с бОльшим увлечением. У него получается больше и лучше. Поэтому самые лучшие артисты в самый лучший период своей жизни похожи на молодых богов: их обожают абсолютно все, они это чувствуют и они летят. А мы слушаем то, как они летят, и летим сами.

О том, как молодежи не потерять себя

Я думаю, если хочется терять, нужно терять. А если не хочется — не терять. Общество потребления всегда было. 1700 лет до нашей эры найдены были надписи: «Господи, куда все катится, какая ужасная молодежь, полный распад». Люди не меняются. Я настаиваю на том, что нужно терять себя иногда.

О разном

Деньги — это то, о чем мы договорились, что это будет символизировать энергию. Деньги сами по себе — не сила. Сила — это наши мысли, которые этим бумажкам придают силу.

Эзотерика, будь она православная или любая другая, служит одной цели — чтобы человек чуть-чуть сориентировался в жизни и понял, что жизнь не такая по-дурацки простая, как кажется. Что она значительно сложнее и интереснее. А потом, когда он научится в этом разбираться наконец, он поймет, что все это ему было не нужно.

Вся моя жизнь — сплошное неприличие от начала до конца.

Мария ГРИДАСОВА

Powered by Blogger