Новости Севастополя

Амадины — птички певчие

Мало кто из читателей с ходу ответит на вопрос, кто такие амадины. И только немногие вспомнят, что речь идет не об экзотических растениях и даже не о разновидности красно-фиолетового камня гранат, а о птичках небольшого размера, способных одним своим видом приносить радость в дом.

Амадины.
Фото Владимира Первакова
Внешне они напоминают маленьких воробьев, словно щедро выкрашенных кем-то яркими красками. Именно поэтому у амадинов в мире так много поклонников, для которых разведение этих птиц стало увлечением всей жизни.

Есть такие любители и в Севастополе, из которых самый увлеченный — Виктор Лавренюк. Он официальный член испанской спортивной орнитологической федерации, в состав которой входит крупнейший в мире специализированный испанский клуб разводчиков амадинов «Гульда». Он-то и рассказал о своем хобби, охарактеризовав своих питомцев, как весьма милых и неприхотливых домочадцев.

Амадины относятся к семейству воскоклювых ткачиков. В зависимости от вида во время общения друг с другом эти птички издают мелодичные звуки. Птахи также интересны своими брачными танцами, но более всего коллекционеров привлекает разнообразная и яркая окраска клюва и перьев.

Пернатая экзотика

Птички распространены в Австралии, Африке, Юго-Восточной Азии, Индии и частично на Ближнем Востоке. Интерес к ним возник еще в конце 18-го – начале 19 века. Тогда было модным привозить их в качестве экзотических сувениров из стран-колоний. Со временем увлечение переросло в организованное любительство в формате клубов городов, провинций и даже стран.

В 60-х годах амадинов привозили в Советский Союз из Юго-Восточной Азии в порядке товарообмена через Всесоюзное зоообъединение. Примерно тогда же и была создана всемирная организация — СОМ (мировая орнитологическая конференция), под эгидой которой происходит узаконивание стандартов, а также проводятся различного рода конкурсы, выставки и чемпионаты.

Сам В.Лавренюк впервые увидел неизвестную ему тогда пичугу еще в 80-х годах на птичьем рынке в Киеве. Это был великолепный самец амадины Гульда. Будучи профессиональным биологом, наш собеседник был поражен яркостью и красотой оперения птицы.

Увиденное побудило его залезть в справочники и учебники, которых, к слову, и теперь не так уж много. На изучение теории и приобретение минимального опыта по содержанию амадинов ушли пять лет, после чего он решился поехать в Москву и приобрести там первые две пары птиц за немыслимую по тем временам сумму — 400 рублей, три сотни из которых были взяты взаймы.

>Амадины. Фото Владимира Первакова

Разумеется, собственный путь разведения оказался тернист — пришлось немало поработать, чтобы приблизить процесс высиживания яиц и выкармливания птенцов к естественному, чтобы прихотливых птенцов амадины Гульда растили японские амадины, которые могут выполнять роль нянек. Особого изучения потребовала технология кормления и лечения птиц, а также проектирование для них клеток и садков.

Все это оказалось целой наукой, с пониманием того, что каждый, кто берется за разведение амадинов, становится носителем уникального орнитологического опыта.

К 90-м годам коллекция В.Лавренюка включала уже 15 видов амадинов: зебровые и японские, мунии белоголовые и трехцветные, тростниковые астрильды, попугайные красноголовые, острохвостые травяные, амадины Гульда и другие. Клетки размещались на лоджии обычной квартиры и переносились на зимовку в жилые комнаты. А поскольку основной цикл размножения птиц приходился на зимний период, со временем это превратилось в проблему для всей семьи. Стало понятно, что содержание требует специального помещения с особым температурным режимом и регулярным уходом за каждой клеткой. А если птиц 200?!

В результате коллекцию пришлось распродать и заняться строительством специального помещения — авиария. Этот процесс как раз сейчас близок к завершению. Теперь осталось дооборудовать авиарий, закупить и каким-то образом привезти птиц из Испании — именно эта страна сейчас является признанным лидером по разведению амадинов.

Амадиноведы всех стран, объединяйтесь!

Все попытки В.Лавренюка создать общество любителей и заводчиков этих птиц в Севастополе пока остаются безуспешными, да и количество истинных ценителей здесь не превышает пяти человек. Между тем амадины, мутируя, создают огромное разнообразие окрасок, поэтому работа с ними позволяет прогнозировать и даже конструировать фенотип и признаки новых будущих особей.

— Разведение этих птиц — это соединение генетики, селекции и искусства, и потому результат, как правило, получается живописным, — увлеченно рассказывает В.Лавренюк.

Вот уже много лет он живет в этом удивительном мире творческого самовыражения, считает важным популяризировать свое хобби и крепить связи с любителями амадинов в разных странах. Пока среди севастопольцев он столь активный один: ездит по различным выставкам и национальным чемпионатам, общается с такими же любителями-орнитологами.

Вот и за несколько дней до этого интервью В.Лавренюк вернулся из Мадрида, с национального чемпионата Испании. До этого посетил европейский чемпионат в Германии, международные выставки в Чехии, чемпионаты мира в Бельгии, Италии. Он увлеченно рассказывает о встречах на этих форумах, где он налаживает личные контакты с крупнейшими заводчиками амадинов со всего мира.

Амадины на выставке в Испании. Фото Владимира Первакова

Хочу стать чемпионом мира!

Именно так сформулировал свою мечту и дальнейшие планы В.Лавренюк. По его словам, это не так уж и сложно. Им даже выработана стратегия, как добиться столь высокого результата, с учетом имеющихся на сегодня классов птиц и перспектив их развития.

Да, он не скрывает, что такое хобби требует немалых финансовых затрат, но в то же время уверен, что результата можно добиться благодаря бескорыстному любительству, а не коммерции.

Будем надеяться, что со временем его мечта осуществится, а Севастополь обретет еще одного чемпиона мира, пусть в такой, совершенно неожиданной, области.

Powered by Blogger