Новости Севастополя

Над Гималаями на параплане

Полеты на параплане — главное увлечение севастопольца Владимира Кравченко. Разумеется, если не считать кулинарию и игру на бильярде.

Гималаи. Фото Владимира Кравченко

— Мы идем по земле за погодой, — поясняет В.Кравченко, перечисляя районы земного шара, где ему уже посчастливилось полетать на воздушном крыле: Пиренеи, Анды, Альпы, Гималаи.

— Осенью, когда погода смещается в юго-восточную часть Гималаев, мы обычно отправляемся в Индию, в местечко под названием Бир. Это тибетская правинция в предгорной части Индии, а в конце зимы — к началу весны перебираемся в Непал.

Прошлой осенью В.Кравченко с друзьями совершили традиционное путешествие в Индию. Еще летом они задумали пролететь 168-километровым маршрутом от Бира до Чамбы и обратно. Для начала с двумя ночевками. Этот их план полностью удался. Чего не скажешь о другом — преодолеть на параплане 240 километров по маршруту Бир – Парашар – Рампер – Кулу – Бир с тремя-пятью ночевками в горах. Этот план удалось реализовать только наполовину — погода, увы, закончилась в Кулу.

Владимир Кравченко
— Я увлекся небом в 14 лет, просто нравится состояние полета. Начинал в феодосийской школе юных планеристов, у знаменитой Анны Васильевны Федоровой — низкий ей поклон. Потом увлекся дельтапланами. Однако именно параплан покорил меня, — рассказывает В.Кравченко, объясняя, что параплан позволяет совершать старты и посадки на очень ограниченных площадках высоко в горах, что значительно расширяет возможности для путешествий.

— Прибыв в Гималаи, стартуем утром на высоте 2700 метров. Через час-полтора ты уже на высоте 4600-4800, любуешься ледниками, скалами, вулканической лавой, застывшей тысячи лет назад. Параплан позволяет приземлиться в понравившемся месте, побыть в этой красоте некоторое время и снова уйти в долину, на штатную посадку в Бир. Или, как было в этот раз, улететь по маршруту и заночевать так далеко от места старта, насколько позволит погода, — рассказывает путешественник.

В начале пути они никогда не знают, каким он будет, долгим или коротким, сложным или легким. Прогнозы редко совпадают с реальностью.

— Задуманные маршруты были настоящим приключением, и нам реально везло. Погода способствовала длинным перелетам, а Гималаи радовали своей красотой и величием, хотя часть пути мы не смогли пройти из-за усталости и напряжения от жесткой погоды. Отдохнув день, теряли погоду, ждали следующего цикла, — продолжает В.Кравченко.

Следует пояснить, что такие полеты с ночевками называются бивачными полетами, или бивак-флай-турами. Это популярная форма полетов, в которой с каждым годом все больше участников.

Однако для безопасного проведения биваков желательно иметь налет в несколько сотен часов и еще очень хорошее оборудование для обеспечения комфорта и безопасности. Разумеется, приоритетом в таком деле является тщательно проработанный маршрут с как можно большим количеством безопасных площадок для посадок и ночевок.

Все начинается в Бире

Это настоящая Мекка для парапланеристов всего мира: французы, англичане, немцы — кого там только нет, и все приезжают в поисках новых маршрутов. Гималаи удивительны по красоте и имеют неисчерпаемый потенциал для проведения маршрутных полетов любой сложности.

Горная площадка для старта

Питерец Андрей Машак (друг В.Кравченко и опытный пилот) изначально проработал маршруты, использовав треки полетов других пилотов, а также картинку рельефа гор из интернета. На все про все у Андрея и Владимира было три недели, а в их активе — накопленный опыт, отлично подготовленное оборудование и неуемное желание реализовать задуманное.

О палатках, средствах навигации и обеззараживающих таблетках

Оборудование для таких полетов включает в себя Spot-GPS-трекер с функцией передачи координат, спутниковый телефон (запрещен к использованию в некоторых странах), мобильный телефон, портативный кислородный баллон, полетный компьютер, запасной парашют, солнечные батареи разной емкости. И это не считая еще порядка 20 позиций, каждая из которых обеспечивает либо комфорт, либо безопасность, либо шанс на выживание.

Однако хорошее оборудование не решает две главные проблемы: воды, которой много с собой не возьмешь, и энергии для обеспечения навигации и связи с внешним миром. И все же для того, чтобы подняться в воздух на столь значительные высоты, главным становятся так называемые «термики».

Что такое термики?

Даже наличие необходимого снаряжения вовсе не означает, что каждый стартующий обязательно дойдет до конца намеченного маршрута. Погода в горах капризна и малопредсказуема. Без сложностей и неувязок не обошлось и теперь.

В этот раз при ярком солнце фактически не было прогрева воздуха. В таких случаях возникает довольно низкая инверсия, которая не способствует развитию термических воздушных потоков, так называемых термиков, которые и поднимают парапланы на большие высоты.

На этот раз с термиками были очевидные проблемы. Даже несмотря на то, что бивак-флай был рассчитан на три недели. Отсутствие этих самых волшебных термиков и стало причиной того, что не все задуманное удалось воплотить. Правда, как раз это добавило незабываемых ощущений, а заодно и опыта высокогорных полетов и ночевок на высотах 3800-4000 метров.

— Мы сделали еще один шаг ввысь, и Гималаи стали нам понятней и ближе, — поясняет В.Кравченко. Пилотам не раз удалось совершить однодневные полеты, взлетать на пятитысячники и с этой невероятной высоты любоваться красотой гор и долин.

— Такие полеты несравнимы с полетами над равниной. Совсем иные пейзажи, потрясающая видимость за счет прозрачности воздуха. Передать ощущения от созерцания всего этого словами невозможно, — делится пилот и тут же вспоминает, что во время таких полетов частенько спутниками и партнерами парапланеристов становятся... орлы.

— Конечно, поспеть за ними у нас не хватает квалификации, но зато мы можем пристроиться в тот же воздушный поток и лететь за ними. Интересные птицы, и с чувством юмора. Могут, например, приветственно пощипать параплан за купол или, играючи, сложить в полете крылья — мол, смотри, как я умею. Иногда, правда, встречаются и агрессивные особи — тогда, если влезть в их воздушный поток, могут когтями порвать ткань параплана, — весело рассказывает В.Кравченко.

Облака под ногами

Пилот без страха — пилот на один день

Такова присказка, знакомая каждому парапланеристу. За 30 лет полетов В.Кравченко не раз ощущал ее значение на себе, имея в виду не столько страх, сколько умение предчувствовать опасность.

Нештатные ситуации во время полетов на параплане на таких высотах — дело совершенно обычное. Сколько раз приходилось раскрывать запасной парашют, когда сворачивалось основное крыло. Гималайский бивак-тур тоже не обошелся без таких прецедентов. Причина — резкая перемена погодных условий: ветры перемежались с застоями воздуха, которые, в свою очередь, в одночасье сменялись ветрами в 50-60 метров в секунду, нежданно приносившими холодный воздух.

Другое дело, что пилотам известно, что при наличии хорошего прогрева воздуха нужно срочно хвататься за погоду и лететь. Даже рискуя попасть на высоте в настоящую бурю, которая способна превратить полет в образцовую форму борьбы за живучесть.

По-настоящему страшно становится даже не тогда, когда сворачивается купол, а когда попадаешь вовнутрь него и не можешь «выкинуть» запаску. Тогда счет идет на секунды. Еще одна сложность — практически в любой нештатной ситуации пилот находится наедине с собой, помочь друг другу невозможно, разве что морально.

Покорить непокоренное

Разумеется, участие в бивак-флаях — дело недешевое. Но ведь если очень хочется... Расставаясь с Гималаями в этот раз, В.Кравченко с друзьями договаривались вернуться сюда и покорить то, что пока не удалось. Именно поэтому, едва вернувшись в Севастополь, он начал подготовку к очередному путешествию.

Правда, еще до следующего посещения Гималаев они вместе с друзьями планируют совершить разведывательные поездки в Грузию и в Киргизию, где тоже предполагают получить неповторимый опыт и неповторимые впечатления.

«Лучше гор могут быть только горы», — утверждал Владимир Высоцкий. Парапланеристы могли бы к этому добавить: особенно если взглянуть на них из-под крыла параплана.

Автор: Евгения ЩЕРБАКОВА

Powered by Blogger