Новости Севастополя

Золотое кольцо России: купеческие города (часть 2)

«Севастопольская газета» продолжает серию путевых заметок о древнерусских городах нашего корреспондента Пелагеи Поленок.

Церковь Иоанна Златоуста

Если путешествовать по Золотому кольцу самостоятельно, то импровизировать с маршрутом проще, чем во время организованного тура. Так, когда кресты и маковки начинают вызывать оскомину, можно посетить достопримечательности другого плана. Хотя в итоге это все равно окажется церковь или монастырь.

Поскольку мы ехали по Золотому кольцу против часовой стрелки, то следующими крупными городами после Владимира и Суздаля стали купеческие Кострома и Ярославль.

Куда без истории

Возникнув около тысячи лет назад, своего расцвета оба города достигли в 17 веке после нашествия поляков на Москву. Ведь именно в окрестностях Костромы совершил свой подвиг легендарный Иван Сусанин. А в Ярославле формировались отряды народного ополчения во главе с Мининым и Пожарским. К слову, поляки оказались последними иностранцами, которые опустошили эти города: ни французы в 19 веке, ни немцы в 20-м сюда не добрались. Так что застройка центральных частей как Костромы, так и Ярославля в целом выглядит так же, как и три столетия назад.

Волевым решением всё снесли

В 1773 году почти все деревянные постройки в центре Костромы пострадали от пожара. Вместо того, чтобы восстанавливать остатки, территорию полностью расчистили. А далее начали возводить каменные здания в соответствии с Генеральным планом, разработанным не где-нибудь, а в Санкт-Петербурге. Поэтому неудивительно, что центр этого провинциального городка хоть и небольшой по размеру, но выглядит по-столичному.

Торговые ряды в Костроме

Улицы веером расходятся от подковообразной площади, открытой в сторону Волги. Правда, вид на реку закрывают колоннады торговых рядов конца 18 века. Как и сотни лет назад, здесь по-прежнему продают мясо, овощи, фрукты, одежду, утварь. Подобный крупный рынок в центре города удобен не только для местных жителей, но и приезжих.

Общие впечатления

По сравнению с Костромой, Ярославль показался менее опрятным и более загазованным. Единственный дворник, которого мы встретили, выглядел так, как будто отрабатывает исправительные работы.


В дневную жару спасение находили только на набережной, которая отдана во власть велосипедистов и роллеров. При этом больше в городе велодорожек мы не заметили — до берега Волги любители экологичного транспорта добираются в общем потоке машин. Так что самым удобным оставалось взять велосипед в прокате, пункты которого расположены каждые сто метров набережной, покататься, а домой уехать все же на автобусе. Спасаться от зноя можно было бы еще в многочисленных церквях и монастырях, если бы не почти все они являлись филиалами городского исторического музея. И как следствие на входе вместо церковной лавки мы натыкались на билетную кассу.

Зато невольно восполнили пробел в исторических знаниях.

Коровники

В 17 веке через Ярославль проходят главные торговые пути государства. Городские купцы становятся одними из самых богатых жителей всей Руси. Именно на их средства возводятся основные каменные храмы.

Хотя часто и в слободках, или предместьях строились не менее роскошные церкви. Так, в Коровницкой слободе был построен целый храмовый комплекс: летняя церковь Иоанна Златоуста, зимняя церковь Владимирской иконы Божьей Матери, колокольня и невысокая ограда со Святыми воротами.

Все постройки достаточно скромные во внешней отделке, кроме церкви Иоанна Златоуста. Снаружи алтарь украшен огромным изразцовым наличником высотой 8 м и шириной 5 м.

Храмовый комплекс в Коровницкой слободе.
Справа — церковь Иоанна Златоуста

Это украшение появилось через 40 лет после завершения строительства церкви. Причем таким оригинальным образом декорировано только центральное окно.

Толчково

Храм Иоанна Предтечи в другой слободе — Толчкове — снаружи смотрится величественно, но главные чудеса скрыты внутри. В это трудно поверить, но каждый сантиметр стен покрыт рисунком!

Каждый сантиметр стен храма Иоанна Предтечи покрыт рисунком

Церковь в Толчковской слободе строили всем миром. По преданию, жители жертвовали не только деньги или драгоценности, но и торговые лавки дарили. У кого не было денег, помогал непосредственно в стройке. Кроме этого, часть средств прислали из Казани, с которой слобода торговала кожей.

Для отделки интерьера были приглашены лучшие мастера «стенного писания», как называли иконописцев в 17 веке. В результате получилась настоящая иллюстрированная энциклопедия библейских сюжетов.

Иконостас храма Иоанна Предтечи зияет черными провалами

Сейчас здание не используется по назначению. Иконостас зияет черными провалами — все иконы хранятся в запасниках музея Ярославля. Несмотря на общую запущенность, храм производит сильное впечатление.

Отношение к прошлому

Эти церкви — Иоанна Златоуста и Иоанна Предтечи — находятся в таких местах, что трудно представить, что когда-то жизнь здесь била ключом.

В Коровники мы шли под моросящим дождем сначала через микрорайон особняков за высокими глухими заборами, потом через частный сектор. Среди одноэтажных домишек мы заблудились. Проезжающий мимо велосипедист, объясняя дорогу, дал ориентир — бетонированное поле. Я подумала, что ослышалась, но через пару поворотов мы, действительно, вышли на огромную каменную площадку, заросшую кое-где кустиками цикория, а, в основном, усыпанную шприцами и битым стеклом. Впереди нас шла пара девчонок, которые повернули назад, наткнувшись на огромную лужу через дорогу.

Хоть храм Иоанна Предтечи в Толчкове изображен на 1000-рублевой купюре и найти его проще, чем Иоанна Златоуста, но окружающий пейзаж выглядел еще более удручающе. С одной стороны находится пыльная автострада, с другой — высится серый завод. Вдалеке грохочут железнодорожные товарники.

Тем не менее закончу на патетической ноте. Невзирая на унылую промзону вокруг, только эти два храма наполняют душу такой гордостью за прошлое своей страны, что лишь ради этих чувств стоит каждому из нас проехать по Золотому кольцу.

Пелагея ПОЛЕНОК (yo-klmn.ru)

Powered by Blogger