Новости Севастополя

Обязательно съезди в Керчь!

Георгиевская лента получилась длиннее, чем планировали

Наше нынешнее посещение города-героя Керчи было уже не первым — мы уже не раз видели этот город: в июльский зной, пронзительно ветреный ноябрь... «Вам обязательно нужно увидеть Керчь в праздничные майские дни. Так, как у нас, День Победы не отмечают нигде! Только поспеть нужно к вечеру накануне праздника», — убеждали нас друзья. На этот раз мы с удовольствием поддались этим уговорам и уже в начале седьмого часа миновали парадный въезд в город, обрамленный скульптурными изображениями грифонов.

На этот раз Керчь встретила нас весенней зеленью каштанов, цветущими кустами сирени, целыми островками белоснежных ирисов и парками, полными нестриженой травы.

«Обычно к майским праздникам газоны всегда подстригали, а бордюры подкрашивали красной краской», — извиняются наши друзья. Однако в целом их настрой вполне оптимистичен — после длительного и беспробудного застоя экономика города мало-помалу возрождается к жизни, и, скажем, судостроительный завод «Залив», тот самый, что в советские времена составлял гордость не только Керчи, но и всей страны, начинает набирать заказы. Главным из них, по сообщениям СМИ, станут конструкции будущего Керченского моста.

Как заверили сами керчане, город с энтузиазмом переживает период оживления, а его жители даже несколько оторопели от неожиданного интереса к себе.

Со стороны Керченской паромной переправы нескончаемым потоком, прямо по городским улицам, потянулись грузовые фуры, автобусы и просто автомобили, а у самого терминала вовсю строятся накопительные площадки-отстойники для транспорта, ожидающего заветной переправы на кубанский берег.

Как и всех гостей города, нас не обошли предложением съездить на переправу и оттуда, изо всех сил сощурившись, попытаться рассмотреть место закладки будущего моста.

Вопреки нашим дилетантским предположениям, эта новая транспортная магистраль пройдет вовсе не в параллель существующей переправе, а в стороне и с солидным изгибом. Более того, планируется построить два моста, которые свяжут остров Тузла с Керченским и Таманским полуостровами.

Кстати сказать, в 1944 году, после освобождения города советскими войсками, уже был построен Керченский железнодорожный мост из оставленных немцами материалов. Тогда он соединил Крым с Таманским полуостровом. Однако из-за постоянных штормов работы не удалось завершить, в частности, достроить ледорезы. В результате опоры моста были просто сметены ледоходом из Азовского моря, и мост пришлось разобрать.

По словам местных жителей, морское дно здесь в смысле тектоники весьма нестабильное и, стало быть, для мостостроения сложное. Но в том, что на этот раз мост будет построен и на века, керчане ничуть не сомневаются.

Они вообще совершенно особенные люди, да и общую атмосферу в городе можно охарактеризовать как уверенно-домашнюю. Вот и в эти праздничные дни на центральные улицы вышли целыми семьями — со стариками, заботливо ведомыми под руку, и с разноцветными детскими колясками.

Факельное шествие на вершину Митридата

Уже с 17 часов центральные улицы стали заполняться людьми с факелами в руках и коробочками сухого спирта в кармане. Все они спешили на ежегодное факельное шествие, которое по традиции проходит вечером накануне Дня Победы.

Интересно, что в каждой семье обязательно хранится такой нехитро смастеренный факел и в качестве реликвии передается по поколениям. Еще бы — в этом году факельное шествие отметило свое 42-летие (с 1973 года, когда Керчь была удостоена высокого звания города-героя), а среди взошедших в очередной раз с факелом на Митридат были те, кто делает это уже более 30 лет! К числу таковых следует причислить и нынешнего главу города Сергея Писарева.

— Сколько существует факельное шествие, столько и принимаю в нем участие, — поделился мэр. — Будучи командиром отряда зарничников школы №9, маршировал во главе колонны.

В этом году факельное шествие организовано с применением повышенных мер безопасности. Говорят, списки идущих в колонне утвердили загодя, заручившись паспортными данными. «На вершину Митридата вас вряд ли пустят», — упредили нас друзья, и... оказались неправы. Вернее и надежнее любых аккредитаций стало произнесенное стоящим в оцеплении спецназовцам: «Мы — журналисты из Севастополя, пропустите!»

Все, что происходило в этот вечер и на следующий день в Керчи, можно охарактеризовать емким словосочетанием «В едином порыве». В едином порыве керчане выстроились вдоль затесненных на время шествия центральных улицах, в едином порыве скандировали: «Керчь — город-герой!», «Спасибо деду за Победу!», «Россия!» и бросали на проносимую мимо них шелковую Георгиевскую ленту (которая, по словам того же главы города, вместо запланированных ста метров оказалась в полтора раза длиннее) цветы.

Огненная река текла к вершине Митридата, к установленному там Обелиску Славы, ставшему первым послевоенным памятником освобожденной от немецко-фашистских захватчиков Керчи.

Для горожан это место исполнено святости. На вершине для участников факельного шествия организовали театрализованное представление, посвященное защитникам Керчи: героям Аджи-мушкая, керченским подпольщикам, десантникам Эльтигена, бойцам Отдельной Приморской армии, морякам Азовской военной флотилии, павшим смертью храбрых за освобождение Крыма, и тем, кто попал в плен, был замучен или расстрелян в Багеровском и Камыш-Бурунском рвах.

Сколь настойчиво молодые люди стремились увидеть то, что происходило на сцене, с какой искренностью утирали они набежавшие на глаза слезы, сопереживая театральному действу, которое определено режиссером как рассказ о вере, надежде и любви.

Мы встретили некоторых из этих ребят и на следующий день. Они шли в невероятно многочисленной колонне «Бессмертного полка», неся портреты своих дедов и прадедов. Тогда во взглядах горожан одновременно отразились и радость, и скорбь, и надежда...

Колонна «Бессмертного полка»

Такова она, сегодняшняя Керчь! Честная и немного наивная, жаждущая перемен и все равно чуточку патриархальная. У этого города есть душа и есть память, и еще, как это сейчас принято говорить, своя непередаваемая харизма. С едва ощутимым привкусом соленого ветра с пролива. Такого пронзительного, что невольно вспоминаются стихотворные строки:
Било время по ней в упор,
Побелели края висков:
В этот город с тех самых пор
Входит слава без пропусков.
Город ей отдает ключи,
Держит солнце яркую речь:
«Ты когда-нибудь был в Керчи?
Обязательно съезди в Керчь!»
Евгения ЩЕРБАКОВА

Powered by Blogger