Новости Севастополя

Слушая голос — рецензия на аудиокнигу

Рецензия на аудиокнигу «Судьба человека», М.А.Шолохов
Рассказ. Читает Михаил Ульянов. Страна: Россия (Государственный дом радиовещания и звукозаписи)

Мария Фимушкина —
участник проекта «Юнкор»
секции «Журналистика» МАН
В современном мире книги все больше проигрывают кино, электронным гаджетам и интернету. Вместо того, чтобы насладиться шелестом страниц, запахом только вышедшей из печати или долго пролежавшей на полках книги, подросток предпочтет найти краткое содержание, пробежать глазами по экрану монитора. Существует, конечно, и другой вариант: сотни прекрасных экранизаций. Однако стоит признать, что среди множества спорных преимуществ такого «чтения» есть весомый недостаток — отсутствие души и глубины. Иногда, потеряв одну фразу автора, можно не понять идею целой книги.

Но при подготовке к экзамену все средства хороши. Если бы не ЕГЭ, я никогда бы не стала пытаться успеть «объять необъятное» и «постичь иногда не постижимое». Поэтому в свое маленькое путешествие по Южному берегу Крыма я загрузила в плейер аудиокнигу «Судьба человека». Каково было мое удивление, когда я поняла, что этот спектакль в два часа способен полностью изменить мое представление и мнение о литературе в mp3-формате, то обыкновенное чудо, которое подарило мне возможность представлять и фантазировать, слушая голос. Мало сказать, что мой мир перевернулся после прослушивания. Я стала по-другому смотреть на литературу, мне вдруг захотелось услышать каждое прочитанное произведение.

«Говорит Михаил Ульянов. 1982 г. Государственный дом радиовещания и звукозаписи», — раздался голос в наушниках.

Нет, не говорит и даже не читает — живет! Живет и переживает. К своему стыду, народного артиста СССР я не узнала, подумала на секунду, что это сам автор, настолько сложно было отличить манеру исполнения. Казалось, что и текста никакого вовсе нет, что прямо передо мной сидит седовласый мужчина, смотрит на меня суровым взглядом, рассказывает свою историю, перебирает по привычке пальцами, останавливается, вздыхает, губы его невольно улыбаются, а взгляд устремляется ввысь. Он не хочет, чтобы собеседник видел его слезы, он их услышит, позже, а пока играет музыка и напоминает мне старое черно-белое советское кино. В реальность меня возвращает шорох страниц. Нет, это не герой рассказа Андрей Соколов, подбирая слова, выдерживает паузу. Это маршал советского кино непревзойденно играет роль. Голос остается неотделим от повествования, он один управляет сознанием слушателя, он то грустно, то радостно, то по-детски, то по-старчески отзывается и в моей памяти.

Так в одном произведении соединяется большинство видов искусства: музыка — на слуху, живопись — в воображении, литература — в размышлениях, театр — в душе. Это слияние мне кажется интереснее и трогательнее кино.

Сюжет рассказа реален. М.Шолохов, действительно, встретил когда-то на речной переправе мужчину, история которого настолько тронула и пленила его, что решение рассказать о нем было принято само собой. Произведение написано за 7 дней, но идею автор вынашивал 10 лет. Можно представить, как сложно уместить чью-то жизнь в рассказ, как важно не упустить ни одной детали, сохранить и передать правду, пронося ее через свою душу.

Это история Андрея Соколова, прошедшего Великую Отечественную войну. Она отняла у него все самое дорогое: семья погибла, дом разрушен. Он жил в достатке, окруженный теплом и любовью, но тут пришла война… Герою удалось сбежать из плена, помочь своим, получить множество наград. Но все это приравнивалось к нулю, когда податься было некуда. Казалось бы, ему б сломаться после всех испытаний, озлобиться, замкнуться, обречь себя на вечное одиночество. Но он дарит надежду не только себе, он спасает мальчика-сироту, становится ему отцом и обретает смысл жизни.

Речь писателя насыщена простотой, и, как бы парадоксально это ни звучало, такая простота позволяет читателю стать ближе к героям, лучше понять их поступки, сопереживать, чувствовать. Вероятно, я — кремень, но настоящие, искренние эмоции испытала, только прослушав аудиоспектакль.

В который раз вытирая слезы, не замечая, что дорога почти закончилась, я, наконец, поняла, что мудрость и душевность читающего не должны уступать мудрости пишущего. Только тогда из тривиального можно сотворить великолепное, масштабное и шедевральное.

С тех пор я услышала и перечитала массу интересных произведений. Мне удалось убедить нескольких друзей, что их нелюбовь к русской классике объясняется лишь ее незнанием, отсутствием желания проникнуться, открыть что-то новое. Теперь в их плейерах литературные спектакли. Сидя в маршрутке или идя на уроки, они «читают». Процесс подготовки к экзаменам стал приятнее и интереснее, такая музыка для души позволяет окунуться в мир искусства в любой обстановке, стоит только нажать на кнопку.

Автор: Мария ФИМУШКИНА,
11 класс, секция «Журналистика», Малая академия наук города Севастополя

Powered by Blogger