Новости Севастополя

«Невозможно просто научиться писать»

Одному из самых известных и до сих пор популярных советских писателей Юлиану Семёнову 8 октября исполнится 90 лет.

Писатель впервые побывал в Крыму в 1955 году, а с 1960-го по 1970 год он проводил здесь больше времени, чем в Москве. До 1983 года Ю.Семёнов отдыхал и работал в Доме творчества Литфонда, в гостинице «Ялта», санатории «Россия». Его крымской резиденцией часто был Дом творчества писателей в поселке Коктебель.

В 1983 году он приобрел на Южном берегу Крыма, в поселке Верхняя Мухалатка, сейчас это поселок Олива, участок с остатками домика. Вскоре на его месте Ю.Семёнов построил двухэтажный дом. Там были написаны такие знаменитые его романы, как «Приказано выжить», «ТАСС уполномочен заявить», «Аукцион», «Экспансия», «Горение», «Ненаписанные романы», «Тайна Кутузовского проспекта», «Версии», «Лицом к лицу».

Юлиан Семёнов на встрече со студентами
и преподавателями СПИ 1 декабря 1986 года.
Фото Константина Колонтаева

Писатель часто бывал и в Севастополе. Однако, как ни странно, его встречи с читателями проходили без присутствия журналистов. Исключение — вечер для студентов и преподавателей Севастопольского приборостроительного института 1 декабря 1986 года. На нем оказался студент-историк Константин Колонтаев. Молодой человек был тогда внештатным корреспондентом газеты «Крымский комсомолец». Впечатления о встрече и интервью с Ю.Семёновым он опубликовал 13 декабря 1986 года.

Вот сокращенная версия того материала.

Как стать настоящим писателем

В институтской аудитории, рассчитанной на 300 мест, тогда собралось более тысячи человек, а многим пришедшим позже попасть на встречу так и не удалось.

Ю.Семенов спросил у присутствующих, как ему начать эту встречу. Сразу с ответов на вопросы или «пошаманить» — рассказать о себе и своем творчестве?

Публика выбрала второй вариант. И повествуя о своей творческой биографии, маститый автор коснулся особенностей и содержания писательского труда. По его словам: «Невозможно просто взять и научиться писать. Поэтому многие выпускники Литературного института в Москве после его окончания чаще всего так и не становятся настоящими писателями. Причина в том, что писателем может стать только человек с определенным жизненным опытом, которому есть что сказать другим людям. Если он лишь придумывает, что ему сказать, то он не писатель, а в лучшем случае — трагический бездельник».

В качестве подтверждения этого тезиса он привел свою творческую биографию. После окончания Московского института востоковедения он некоторое время работал на историческом факультете Московского госуниверситета, там же учился в аспирантуре и тогда же начал писать.

«Однажды я сидел за столом в лаборантской. С одной стороны рукопись рассказа, с другой — моя будущая диссертация о компрадорской буржуазии Афганистана. Вдруг сзади подошел мой научный руководитель и внимательно прочитал и то, и другое, а после чего сказал, что нельзя одновременно быть историком и литератором. Надо выбрать что-то одно. В результате я выбрал литературу, точнее, вначале — журналистику. Я знаю, что многие почему-то очень обижаются, когда их называют журналистами, и в ответ заявляют: «Я не журналист, я — писатель!» Но я считаю, что без журналистики нельзя стать писателем. Поэтому, уйдя из МГУ, я стал корреспондентом журнала «Огонек».

Первая моя командировка была в Таджикистан. Месяц, проведенный в горах с группой звероловов, дал мне очень многое и как журналисту, и как человеку. Хотя мой репортаж по итогам этой поездки был в редакции сведен к заметке в восемь строчек.

В 1957 году меня послали в Иркутск. В его окрестностях якобы тогда упал наш первый спутник. Его, конечно, не нашли, но я в ходе этой поездки провел много времени в зимовьях охотников, ездил с геологами, искавшими алмазы. Затем в 60-е годы, будучи журналистом-международником «Правды», я немало поколесил по странам Азии. Был во Вьетнаме, Лаосе, Японии, Китае, Тайване и других местах.

После была Европа: Федеративная Республика Германия, Испания, Португалия, которые тоже дали мне немало, как писателю. Именно тогда я стал охотником за нацистами и решил заняться возвращением на Родину ее попавших за рубеж художественных ценностей. Все эти журналистские поездки по стране и за рубеж и дали мне тот материал, который лег в основу многих моих книг».

После рассказа о себе и своем журналистском и литературном творчестве Ю.Семенов два часа отвечал на вопросы зала. А после получаса раздачи автографов настал черед и внешкорра «Крымского комсомольца» задать вопросы писателю.

— Ваше нынешнее выступление в стенах Севастопольского приборостроительного института — наверное, не первая встреча с молодежной аудиторией?

— Нет, как раз первая. До этого мне не приходилось выступать перед таким количеством молодежи. Я увидел у молодых слушателей неподдельный интерес к судьбам страны и мира, искренность и высокую степень гражданственности. Это было очень хорошо видно по тем запискам, которые ко мне поступали. В их вопросах нет поверхностности, чувствуется глубокий интерес к проблемам, поднимаемым публицистикой. Особенно мне понравился вопрос о том, что, не пора ли начать преподавание литературы, как предмета, и в технических вузах. Хорошее предложение. Стране сейчас нужны не узкие специалисты, а прежде всего люди, владеющие своей специальностью, как всесторонне развитые личности. И знание русской литературы здесь незаменимо.

— Вот уже несколько лет на сцене Севастопольского драматического театра идет ваша пьеса «Провокация» о событиях гражданской войны в Испании в 1936-1939 годах. Ваши связи с Севастополем не случайны?

— Да, после одной моей встречи с работниками вашего театра мною специально для него была написана эта пьеса. Кстати, задолго до телеэкранизации моей книги «ТАСС уполномочен заявить» они тоже поставили по ней пьесу.

— Ну, если речь зашла об этом телефильме, должен вам сказать как зритель, что 10 серий — это слишком много. Фильм получился затянутым, хватило бы и трех.

— Нет, трех серий не хватило бы. Но фильм действительно получился затянутым, и я ругался по этому поводу с постановщиками.

— Основной герой ваших произведений Максим Исаев, он же Штирлиц, в «Экспансии» резко отличается от Штирлица в «17 мгновениях весны». Если раньше он влиял на события и управлял ими, то в «Экспансии» сам становится игрушкой случая, его несет поток событий и обстоятельств.

— Да, это так, но следует учесть, что в «17 мгновениях…» он был связан со своей службой, был представителем сильного государства и пользовался его поддержкой. В «Экспансии» он эту связь потерял и вынужден опираться на свои силы и помощь немногих друзей.

— На смену Штирлицу в ваших произведениях как-то внезапно пришел журналист Степанов. Я имею в виду новый роман «Межконтинентальный узел».

— Почему же внезапно? Впервые Степанов появился у меня в «Огарева, 6», затем в «ТАСС уполномочен заявить», в «Пресс-центре» и, наконец, в «Аукционе».

— И он будет героем других ваших произведений?

— Да, безусловно.

— Еще вопрос. Сейчас вы написали три «Версии», будет ли четвертая?

— Будет. «Версию-4» я посвящу трагической судьбе известного русского драматурга 19 века Сухово-Кобылина, которого обвинили в убийстве своей жены.

Автор: Константин КОЛОНТАЕВ

Powered by Blogger