Новости Севастополя

Теряем античную башню

Еще одному археологическому объекту на территории Севастополя грозит уничтожение. На этот раз речь идет о башне на территории хоры Херсонеса, развалины которой находятся на территории одного из дачных кооперативов на мысе Фиолент.

С недавних пор в непосредственной близости от руин башни, на участке, обозначенном на старых планах, как «раскопки», появился дачный забор. Этот факт больше года назад обнаружил севастополец Роман Черненко и в своем намерении повлиять на ситуацию обратился в «Севастопольскую газету».



Башни — две

Как выяснилось, в районе мыса Лермонтова сохранились руины двух таких башен: первая — у самого обрыва на территории базы отдыха «Каравелла». В прежние времена статус башни был обозначен табличкой с надписью: «Памятник археологии УССР. Охраняется законом». Известно также, что в советское время на этом месте проводились раскопки, после чего объект законсервировали.

Руины башни в районе мыса Лермонтова. Фото Романа Черненко

Сейчас таблички нет, вход на территорию «Каравеллы» посторонним воспрещен. Увидеть и сфотографировать руины, как оказалось, возможно только из-за ограждения. Так мы и сделали, зафиксировав неплохое состояние объекта.

По римской дороге

Вторая башня (вероятно, точно такая же) расположена на обрыве, примерно в 480 метрах к юго-востоку от первой. Подход к ней доступен. Прямо к руинам примыкают участки двух дачных кооперативов: «Электрон» и «Шхуна».

К руинам башни примыкают участки дачных кооперативов

Даже краткий осмотр раскопок наводит на мысль о необходимости изучать и сохранять этот объект. В отличие от первой, эта башня никем не охраняется и на сегодня имеет вид откровенной свалки. О том, что перед нами — археологический объект, стороннему человеку и не догадаться: камни и камни. Разве что на одном из них отчетливо видны очертания креста.

Нынешнее состояние этой второй башни иначе, как удручающим, не назовешь — она буквально зажата между дачными участками. Руины частично засыпаны строительным мусором и откровенно загажены. Но даже не это главное. Слагающие башню каменные блоки в самое ближайшее время могут попросту выворотить и вывезти, как ненужный хлам.

— До недавнего времени участок с остатками башни был охранной зоной Херсонеса. В прошлом или в конце позапрошлого года он, по моим сведениям, был выделен некой гражданке как дачный участок. Уже выставленный забор сейчас вплотную примыкает к каменным блокам, — рассказал наш проводник.

Теряем историю

Для всех, кто имеет отношение к вопросам культурно-исторического наследия, очевидно, что объекты этого самого наследия необходимо беречь и охранять. Башни, о которых идет речь, вероятно, нуждаются в таком отношении в числе первых.

— Судя по всему, такие башни строили херсонеситы на своих земельных наделах. Примерно такие же есть в античной усадьбе с винодельней в балке Бермана, где раскопки проводились с 1928 года русским археологом Константином Гриневичем, — рассказал Р.Черненко.

По его же словам, местные дачники уже давно заметили, что после дождя на здешнем склоне обнажаются множественные черепки, что также свидетельствует о наличии в этом месте культурного слоя.

На плане 1994 года данный участок обозначен, как зона раскопок Херсонеса Таврического. Еще один аргумент «за» — наличие в этом районе фрагмента неплохо сохранившего мощения римской дороги, которая, судя по направлению, и вела к той самой башне.

Фрагмент римской дороги на Фиоленте

Паркуя машину у этой самой дороги, едва ли кто-то задумывается о ее происхождении, а также о значении расположенных рядом, выложенных из древних каменных блоков, кругов диаметром около трех метров. Из восьми сейчас видны только пять, остальные также засыпаны строительным мусором или скрыты в зарослях кустарника.

Кстати, их назначение археологами не разгадано и по сей день.

Из восьми загадочных каменных кругов видны только пять

Хозяина одной из соседствующих со второй башней дач ничуть не удивило появление нашей небольшой делегации у развалин башни. Мужчина уже прочел опубликованный Р.Черненко пост в соцсетях, полностью согласен с необходимостью спасать объект и искренне недоумевает по поводу отсутствия интереса со стороны археологов и чиновников из Севнаследия к объекту, который по всем видимым даже не для специалиста признакам имеет охранное значение.

Подтвердил это «Севастопольской газете» специалист в области археологии, хорошо осведомленный об уникальности объекта.

Официально

На участке с кадастровым номером 91:01:006001:1049 расположен объект археологического наследия «Усадьба» (выявлен решением Исполкома Севастопольского городского Совета депутатов трудящихся от 28.03.1978 №6/199).

По современной нумерации античных участков округи Херсонеса, эта усадьба располагалась на древнем участке 352, в литературе встречается также под №48.

В настоящее время большая часть этой древней усадьбы застроена дачным массивом (это произошло еще в 90-х годах прошлого века), лишь на указанном участке с кадастровым номером 91:01:006001:1049 видны прекрасно сохранившиеся архитектурные остатки башни, высотой до 2,3 м.

Нуждается в изучении

Объект известен с 19 века, когда его упомянул в одной из своих работ известный исследователь Захарий Аркас (кстати, директор Севастопольской морской библиотеки во времена Михаила Лазарева). Осматривали усадьбу археологи и в первой половине 20 века. В 1986-м и 1999 году здесь были произведены небольшие раскопки сотрудниками Херсонесского музея (работами руководили научные сотрудники Е.Я.Туровский и Л.А.Ковалевская). Работы носили предварительный характер. Большая часть сохранившейся площади античной усадьбы осталась неизученной.

По всей видимости, усадьба возникла в 4 веке до н.э. и существовала в течение нескольких столетий. Во 2 веке до н.э. башня усадьбы была укреплена специальным противотаранным поясом из крупных (более 2 м) известняковых блоков, сложенных насухо.

В то неспокойное время, когда греки страдали от нападений варваров, многие усадьбы херсонесской округи с помощью подобных поясов превращались в небольшие крепости.

Уникальность этого объекта состоит в том, что этот противотаранный пояс сохранился здесь на высоте нескольких рядов кладки. На каменных блоках есть пазы для скреп — пиронов в форме ласточкиного хвоста.

Паз под скрепы. Фото Романа Черненко

Часть кладки башни разобрана во время Великой Отечественной войны, когда ее использовали для своих целей военные.

Уточнить время существования усадьбы могут только полноценные археологические раскопки. Но кто-то же должен наконец-то принять решение об их начале...

Пока еще есть что раскапывать.

Автор: Евгения ЩЕРБАКОВА

Powered by Blogger