Новости Севастополя

По Турции — на автомобиле

Для российского туриста берег турецкий — давно обжитое направление отдыха. Огромным плюсом пакета «всё включено» на таких известных курортах Турции, как Анталия, Алания, Кемер или Мармарис, является его цена. Заплатил 15 тысяч (а то и меньше) и неделю беззаботно греешь бока на берегах Средиземного моря. А что, если попробовать открыть для себя настоящую, не туристско-фасадную Турцию? Для этого надо отправиться в путешествие в глубь материка. И лучше — за рулем автомобиля.

Стамбул. Фото Алёны Олиной

До точки сбора — самолетом

Именно это мы и проделали, собравшись дружеской компанией, часть которой живет в Стамбуле, другая — в Екатеринбурге, а третья (автор этой статьи) — в Севастополе.

В последние годы добраться до любого аэропорта Стамбула из Севастополя не составляет труда. Регулярные рейсы летают из Краснодара, Ростова, а с недавних пор — и из Анапы. Полет занимает меньше двух часов — так что большая часть времени в самолете уходит на набор высоты и снижение. Стоимость перелета летом 2019 года была около 11 тысяч рублей туда-обратно, два года назад — 9 тысяч.

До Краснодара можно добраться автобусом, однако можно воспользоваться и сервисом частных попутчиков — «БлаБлаКар». Стоимость такой поездки, в зависимости от сезона года и выбранного способа путешествия, варьируется от тысячи до полутора тысяч рублей. Возможно, с запуском железнодорожного сообщения добираться до Ростова станет проще.

Вид на Стамбул из самолета

Как вы, вероятно, догадались, Стамбул стал для нас отправной точкой путешествия. Один из наших друзей работает в этом 15-миллионном городе на радио. Его квартира, расположенная в современном, развивающемся районе Стамбула, стала нашей базой. Интересно, что новые жилые комплексы здесь строят сразу со всеми удобствами для жителей. В 18-этажном доме нашего друга есть бассейн, тренажерный зал и подземная парковка — для нужд жильцов.

Как обзавестись машиной

Взять в аренду автомобиль оказалось делом несложным. Новый аэропорт Стамбула — третий в истории города — «Хавалимани» (Havaliman) открыт 29 октября 2018 года. Он находится на европейской части, на северо-западе. Предполагается, что аэропорт несет звание самого большого в мире и будет обслуживать 150 миллионов пассажиров ежегодно. Тому, что размеры этого аэропорта превышают все другие в мире, без усилий веришь, ведь прямо под его крышей растут деревья — и они не в кадках!

Чтобы оформить машину, понадобятся паспорт, водительские права российского образца и, обязательно, платежная карта (у меня была Visa Сбербанка). Мы предварительно забронировали автомобиль онлайн, поэтому оформление в аэропорту заняло минут пять. Стоимость аренды за шесть дней (с максимальной страховкой от всего) обошлась примерно в 35 тысяч рублей, что на четырех людей вполне приемлемо.

На улицах Стамбула

Забегая вперед, скажу, что на еду (часто ресторанную, насколько это возможно, а иногда и на ужины у костра), бензин, платные дороги, билеты на паромы и остановки в гостиницах мы потратили еще около тысячи долларов на всех.

Особенности автотуризма в Турции

Автомобили в аренду предоставляются новые, последних моделей. Это может быть малолитражка или машина побольше. Так как нам хотелось ехать с комфортом, а также где-то надо было разместить палатки и другие походные вещи, мы выбрали кроссовер «Пежо-3008».

Признаюсь честно, справляться с вождением в автомобильном потоке шестиполосного (и это только в одну сторону!) движения в Стамбуле было боязно. Но к нему довольно быстро привыкаешь. К счастью, водители в самом большом городе Турции вполне дисциплинированы: никто не прыгает из ряда в ряд без предупреждения, так что и тебе заранее включенные поворотники, удержание средней скорости потока и внимательность всегда помогут. Дороги ровные, постоянно ремонтируются, из-за чего возникают заторы, но в серьезный, на несколько часов, мы попали только раз — на обратном пути при въезде в Стамбул.

На улицах Стамбула

Сам выезд из города занял часа три, но это только потому, что мы пересекали его почти полностью, с юго-запада на северо-восток, и уже затем, огибая мегаполис, направились через паромную переправу на юго-запад — в древний город Ассос на берегу Эгейского моря, где преподавал Аристотель.

На паромной переправе

Много пользовались платными дорогами: на них гораздо меньше транспорта, езда получается не такой напряженной — все дороги в несколько полос, отделены отбойником от встречного движения.

Платных дорог много, они дублируют почти все основные трассы. О съездах на платные дороги предупреждают зеленые дорожные знаки с названиями таких дорог. Плата за проезд участка не превышает нескольких (иногда и одного) евро. При въезде на платную дорогу камера считывает номер, шлагбаум открывается, при выезде стоимость проезда записывается в долг на машину или можно оплатить сразу — наличными или картой оператору.

На ночь поднялись в горы у города Бурса. Здесь природный заповедник — национальный парк Улудаг. Высшая точка этого хребта в античные времена называлась Малым Олимпом. Сейчас здесь расположен горнолыжный курорт, но в середине июля он не работал.

По серпантину можно забраться достаточно высоко. Мы разместили наш палаточный лагерь на высоте 1800 метров, где дорога, собственно, и кончается. Здесь есть смотровая площадка, несколько живописных полянок и скоплений белесых скал. На такой высоте уже прохладно, так что основным впечатлением для меня стал как раз жуткий холод в середине лета, который удалось несколько смягчить лишь вечерним костром и посиделками в дружеской компании под турецкий кофе (на смотровой площадке работало дневное кафе, где можно было это кофе взять, а чашки мы вернули утром).

Кроме нас, желающих отдохнуть в горах с палатками не наблюдалось.

Турецкая еда
Немного о еде

В Бурсе, полуторамиллионном городе, мы успели побывать в одном из зеленых скверов, множество которых разбросано по всему городу, погулять по смотровой площадке с какой-то однозначно известной башней и взобраться на крепость, название и детали исторических подробностей которой от нас ускользнули.

Интересным опытом стало посещение ресторана «Топане Кебабкеси». Внутри — исторические интерьеры и многочисленные фото важных персон, когда-то посетивших заведение. Снаружи — симпатичная терраса. Здесь был самый вкусный турецкий кофе. С оттенком молочного шоколада и очень нежным вкусом, несмотря на традиционную крепость. Турецкий кофе я пробовала при любой возможности, и этот не удалось переплюнуть никому. Турецкий чай тоже крепкий, обязательно черный и почти везде одинаков. Если заказываешь турецкий чай, его приносят в специальном стакане в форме тюльпана — бардаке.

Уточним, что для заказа в Турции доступны только кофе и чай. Алкоголь, как и свинина, в Турции не то чтобы под запретом — местные не потребляют, поэтому его нет. Впрочем, в отличие от свинины, алкоголь все же можно встретить в супермаркетах (особенно пиво): местный отвратительного качества, иностранный — дорогой.

Традиционная еда — ломтики мяса в соусе с неопознанными клецками — как и в других местах, где ее довелось пробовать, особого впечатления не произвела. А вот традиционные завтраки они подают отменные! Это мы проверили на следующее утро — по пути к Эгейскому морю. На завтрак в заведениях приносят огромное разнообразие продуктов (часто местного производства), в маленьких порциях. Но их так много — сыров, масла, тостов, джемов и других сладостей, оливок и маслин, колбас, овощей, плюс обязательно яичница или омлет — и всё это такое свежайшее, что утренняя трапеза ставится праздником желудка, о котором он с благодарностью вспоминает потом весь день.


От Аристотеля до Сенявина


Ассос встретил нас шикарным семейным отелем, построенным недавно, но выполненным под старину. Комнаты — как кельи в средневековом замке: стены, сложенные из камня, камин, свечи, тяжелые деревянные двери. Хозяева где-то раздобыли для нас очень приличное красное вино.

Под стать временному пристанищу оказался и сам город. Крутые, мощенные камнем, узкие улочки, базары в лучших традициях Востока, приветливые торговцы, пустынные останки древнегреческих полисов и некогда публичных арен.

Напитавшись философией Аристотеля, которая, несомненно, все еще витает над здешними холмами, мы покинули Ассос, отправившись на северо-восток — на остров Бозджаада (Тенедос).

Островок, куда мы попали паромом, примечателен тем, что здесь есть средневековая крепость, возведенная Венецианской республикой, которая целых пять месяцев была территорией Российской империи. Остров был захвачен 10 марта 1807 года десантом с русской эскадры под командованием адмирала Сенявина. Крепость служила базой русского флота во время блокады Дарданелл — до дня подписания договора о временном перемирии. Памятная табличка, рассказывающая об этой вехе в истории острова, висит внутри крепости.

А еще на Бозджааде почти круглый год проходят разные фестивали, так что это место стало своеобразной меккой для молодежных тусовок широкого спектра музыкальных направлений.

На острове мы провели дня три в полевых условиях. Ночевали на пляже в палатках, за едой ездили в единственный городок у паромного причала и крепости.

Крымские холмы и два коня

Возвращаться в Стамбул мы решили с запада, поэтому дальше путь лежал на север, через национальный парк Троя и пролив Дарданеллы.

В Турции, особенно вдали от побережья, в глаза бросается, что внешне жизнь деревень и поселков очень похожа на крымскую. Те же улочки, домики, рынки, сады. Те же холмы. Ощущение, будто и не пересекал Черное море.

Как в Крыму

Для объяснения с местными хватает пары слов на турецком (слова очень близки татарскому языку) и простейших выражений на английском. Иногда местные знают и пару слов на русском. Но даже если нет, понять друг друга совсем не сложно.

Троянский конь

Парковка у Трои оказалась бесплатной, хоть и за шлагбаумом, а вот за вход надо было что-то заплатить. Сразу за воротами, на небольшой площади стоит огромный троянский конь. Внутрь него можно залезть. Второго, который был задействован в голливудской экранизации «Трои» по мотивам гомеровской «Илиады», мы встретили позже, на набережной города-порта Чанаккале, где нужно было перебираться через Дарданеллы.

Национальный парк Троя

Раскопки Трои такого любителя древности, как я, конечно, привели в восторг. По всей территории заповедника проложены деревянные дорожки-настилы, кое-где довольно высоко поднимающиеся над землей. Каждый раскоп сопровожден информационной таблицей и картинкой-реконструкцией — как это место выглядело во времена расцвета Трои. И просто захватывает дух при виде первой траншеи, с которой всё началось. Траншеи, где лично работал Шлиман.

Поблизости от троянского коня — магазинчик с сувенирами. Выбрать что-то трудно, всё, что продается, похоже на китайский ширпотреб. Удовлетворились несколькими монетками, стилизованными под древние артефакты.

Обязательно вернемся

Путешествие по стране вне рамок, навязанных турагентством, имеет ряд преимуществ. Ты можешь остановиться, где пожелаешь, где что-то тебя зацепит. Ты как будто живешь одной жизнью с местным населением — ходишь по тем же магазинам, сидишь за теми же столиками, ездишь на метро, ходишь в парикмахерские, наблюдаешь за повседневностью большого города или маленькой деревни, не спеша укрыться за забор отеля. Эта временная ассимиляция, как кажется, очень важна для того, чтобы почувствовать себя частью человечества и, может, ненадолго стать космополитом. Наверное, это полезно. Говорят, границы размываются.

Вишенкой на торте нашего путешествия стали два дня в Стамбуле. Это удивительный город, в котором можно бродить бесконечно. Я второй раз провожу здесь отпуск, поэтому уже рискую отправляться гулять совсем самостоятельно.

Кафе сладостей «Хафиз Мустафа 1864»

Одно из любимых мест, которые успела завести: это кафе сладостей «Хафиз Мустафа 1864». Здесь нужно обязательно съесть сливочный кёнефе, который подают с мороженым. Я люблю заведение этой сети, расположенное прямо у ж/д вокзала «Сиркеджи», откуда ходил знаменитый Восточный экспресс. Сейчас здесь работает железнодорожный музей и можно спуститься на станцию метро «Марморрай», что перенесет через Босфор (вернее, под ним) на азиатскую сторону Стамбула.

А тут, на станции метро «Кадыкёй», есть чудо-магазинчик с турецким кофе, обжаренным именно так, как надо. Мимо не пройдешь — запах буквально сбивает с ног.

Ну, а уж о базарах Стамбула (в первую очередь, Египетском и Гранд-базаре), думаю, специально рассказывать не надо. Эти аутентичные места тоже обязательны к посещению. Как и Голубая мечеть, и Айя-София, и башня Галата, и дворец Топкапы, и мечеть Сулеймание, и смотровая на башне «Сапфир», и миллион широко не известных улиц древнего города Стамбула, для меня все еще — Константинополя.

Автор: Алёна ОЛИНА

Powered by Blogger