Новости Севастополя

Тайны Памятника затопленным кораблям-2

Многолетнее увлечение севастопольского преподавателя физики и математики Владимира Салтанова — Памятник затопленным кораблям. Этот человек всерьез занимается изучением главного символа Севастополя — от истории его создания до мельчайших архитектурных деталей.

День ВМФ в Севастополе. Фото Антона Педько

В.Салтанов использует старые книги, путеводители, фотографии, газетные публикации. Впрочем, не только их — в этом деле он и сам является исследователем-практиком. В итоге о Памятнике затопленным кораблям он знает практически все.

Несколько лет назад «Севастопольская газета» уже сообщала о результатах его изысканий. С тех пор В.Салтанов продолжил их и готов поделиться очередными открытиями. Например, об имеющих место отступлениях от оригинального облика памятника — творения скульптора Амандуса Адамсона.

К числу таких искажений В.Салтанов относит использование в изображении Большой императорской короны латинского (вместо Георгиевского) креста, который появился в результате проведенной в 2003 году реставрации памятника.

Кстати, уже не один год краевед занят полной расшифровкой размеров памятника, спросите, зачем? Как раз для того, чтобы соблюсти их соответствие при дальнейших реставрационных работах.

Бронзовый орел

Откуда взялся Адамсон

Свои исследования творческого наследия А.Адамсона В.Салтанов расширил изучением Памятника броненосцу «Русалка» в Таллине, в котором прослеживается характерная авторская склонность к насыщению своих (ранних) работ всевозможными деталями. Эту особенность отмечали даже искусствоведы (более поздние работы более лаконичны).

Не избежал этого и севастопольский памятник. Это теперь он выглядит весьма сдержанно, а изначально...

— Я знаю из исторических документов, что, когда город принимал готовый памятник, городская управа поставила автору условие о предоставлении ей права вносить в памятник необходимые, по ее усмотрению, изменения. Это означает, что с самого начала что-то вызывало сомнение и не очень нравилось. Исходя из этого, я полагаю, что часть излишних деталей памятника просто убрали при строительстве, — рассказывает В.Салтанов.

Эскиз Памятника затопленным кораблям архитектора В.Фельдмана.
Акварель, 1903 год

По большому счету, А.Адамсону памятник не заказывали, его привлекли к работе уже в процессе создания проекта. То есть общий вид изваяния и то, что оно будет стоять в море, было решено еще до него.

Тому доказательство — эскиз архитектора В.А.Фельдмана 1903 года, на котором в общих чертах уже все нарисовано, разве что орел выглядит иначе. Примерно тогда же Адамсона и привлекли к работе, так что ему особо ничего не пришлось сочинять. Собственно, основанием к приглашению и стал его Памятник броненосцу «Русалка» в таллинском парке Кадриорг.

Есть предположение, что на открытии этого памятника присутствовал кто-то из Севастополя, он-то и мог высказать идею с приглашением.

Колонна — наше все

К слову, к работе над севастопольским монументом были приглашены многие специалисты, однако решение технических вопросов возложили на поистине гениального инженера Ф.О.Энберга. Ему принадлежит и идея с установкой основной колонны, которая в документах значится как «девятисаженная» (19,5 метра). Это и есть одна из тайн Памятника затопленным кораблям, раскрытая В.Салтановым.

Под колонной памятника — мачта и якорь.
Художник Е.Августинович

— Я, как и многие, долгое время не мог сообразить, как эту громадину ставили и закрепляли. И только потом догадался, что колонна является основой памятника и держит все вокруг себя. Тогда-то мне и пришло в голову, что упоминание очевидцев о стоящей в море колонне есть свидетельство того, что именно с нее и начинался памятник. Сначала установили колонну, углубив ее в дно примерно на 2 метра, выровняли с помощью натянутых канатов, а уже потом под водой, вокруг, в два слоя, установили квадратные (2х2х1 м) глыбы из монолитного диорита. На эту основу, как на площадку, с помощью раствора крепили каменные глыбы. Это уже потом появилась бронзовая подставка, создающая эффект базы колонны, — рассказывает В.Салтанов.

По его словам, колонну просто подвезли к берегу, спустили в воду, уперев в дно, затем установили в предварительно выдолбленную двухметровую яму, выровняли с помощью канатов и заклинили камнями. Таким образом, колонна является гигантской арматуриной, забетонированной со всех сторон. Такая конструкция сверхнадежна. Так что опасения, что колонна может опрокинуться, по мнению исследователя, абсолютно беспочвенны.

Памятник, кстати, не удалось снести даже во время борьбы с символами царизма. По некоторым рассказам, тогда в порыве истовой классовой ненависти к колонне привязали канаты, которые тянули 200 (по некоторым данным, 300) человек. Да только сдвинуть махину с места так и не удалось.

К слову, в те же времена в газете «Маяк коммуны» было опубликовано предложение заменить Большую царскую корону на пятиконечную звезду с электроосвещением. К счастью, этой революционной новации также не суждено было реализоваться.

Черная метка

Рассказывая о памятнике, В.Салтанов напоминает, что изначально монумент задумывался как целый комплекс, составляющей которого являются укрепленные на подпорной стене Приморского бульвара якоря. Кто б мог подумать, что спустя некоторое время между этими якорями совершенно необоснованно появится мемориальная доска, надпись на которой повествует о расстреле на этом самом месте восставших моряков крейсера «Очаков». Появление такой доски В.Салтанов считает откровенной исторической несправедливостью.


Памятная табличка о расстреле революционных матросов
у Памятника затопленным кораблям

Дореволюционная открытка с изображением набережной Приморского бульвара

— Вмешиваться в скульптурную композицию вообще преступно. Не говоря уже о том, что на доске написана совершенная неправда, — рассказывает В.Салтанов, заодно вспоминая о курьезном эпизоде, когда прибывший однажды в город артист Сергей Шакуров, прочитав надпись на доске, после в интервью газете «Аргументы и Факты Крым» упомянул стену с якорями как «Обелиск Очакову».

Вырезка из газеты «Аргументы и Факты Крым» №22 за 1 июня 2016 года. Под обелиском Очакова подразумевается Памятник затопленным кораблям, на мемориальной стене которого размещена чугунная доска, посвященная революционным событиям 1905 года

Между тем, по воспоминаниям сына лейтенанта Петра Шмидта, когда горел «Очаков», собравшийся на этой набережной простой народ помогал спасавшимся вплавь матросам.

И вообще, общеизвестно, что «Очаков» горел напротив бухты Матюшенко на Северной стороне, в 200 м от берега. Как выяснил В.Салтанов, эпизод расстрела был, но в Южной бухте.

— Но меня не очень волнует, где именно это было, я против какого-либо вмешательства в сам памятник, на него нельзя вешать не только эту черную метку, но даже прожектора, которые там сейчас установлены, — настаивает исследователь.

Фотография памятника
на обложке журнала «Огонек» 1954 года

Реставрация памятника в 1961 году. Фото А.В.Баженова

Хорошо видно подводное основание памятника. Фото airpano.com

Мистика орлов и 200-рублевая купюра

Информация о грядущем выпуске 200-рублевой купюры с изображением Памятника затопленным кораблям не на шутку взволновала В.Салтанова — не допустили бы дизайнеры Гознака ошибок в изображении, как это не раз бывало при составлении разных брошюр и путеводителей по Севастополю.

Стараясь упредить возможные ляпы, он сумел связаться с художниками и изложил несколько своих пожеланий: отдельно включить изображение самого орла, не выпячивая латинский крест, обратить внимание, что Венок славы состоит не только из лавровых, но и дубовых листьев, а на груди орла помещен геральдический щит с изображением Георгия Победоносца. Все эти пожелания художники Гознака скрупулезно и мастерски выполнили при разработке внешнего облика купюры. Но...

В разговоре об этом В.Салтанов показывает купюру и предлагает сосчитать количество изображенных на ней орлов. Навскидку их три, вместе с тем, что на водяном знаке.

Этот ответ наш собеседник сразу называет неверным и, вооружившись лупой, предлагает через нее рассмотреть участок слева от числа «200». Там за легкой штриховкой скрыта мини-гравюра с изображением скульптуры орла, венчающего памятник. Это и есть то, о чем особо просил В.Салтанов.

Здесь мини-гравюра орла

Правда, некоторой неточности, к его огорчению, избежать все же не удалось: на морском якоре оказался не дорисован правый торец штока, а на правом торце не изображен крайний бугель, в результате чего торец выглядит заостренным.

На купюре не дорисован правый торец штока

Казалось бы, какие-то незначащие мелочи... Однако сам В.Салтанов так не считает и продолжает надеяться, что и эти погрешности в будущем удастся исправить. Он даже написал письмо художникам с просьбой учесть его замечания при доработке внешнего вида купюры.

Пока только эти, а там, кто знает, до каких еще открытий ему удастся «докопаться»…

Слушала и запоминала Евгения ЩЕРБАКОВА

Часть первая

Powered by Blogger