Памятник затопленным кораблям. Фото Егора Комарова |
Что вы знаете о главном символе Севастополя — Памятнике затопленным кораблям? Каковы общая высота монумента, расстояние от берега, размер колонны? И, вообще, скульптурное изображение какой именно птицы венчает знаменитый рукотворный севастопольский символ? Эти и другие вопросы севастопольский преподаватель физики и математики В.Салтанов неоднократно задавал жителям Севастополя и выяснил следующее: большинство опрошенных имеют об этом весьма расплывчатое представление.
О том, что памятник связан с событиями Первой обороны Севастополя, как правило, верно отвечает большинство опрошенных, но вот в деталях... Оказывается, далеко не все уверены в том, что колонну венчает изображение орла. Некоторые, например, считают, что это чайка.
А вот сколько метров от берега до памятника? Какие только цифры не называют экскурсоводы: 10 метров, 15, 12, 25! В.Салтанов не поленился и измерил расстояние лично… Впрочем, не будем забегать вперед, а расскажем обо всем по порядку.
Тема настолько увлекла В.Салтанова, что он принялся изучать памятник со всей серьезностью настоящего исследователя и продолжает делать это уже много лет. И вот что выяснил.
Чтобы помнили
В канун 50-летнего юбилея Первой обороны города в России было решено воссоздать картину защиты Севастополя и превратить былые места сражений в огромный мемориальный комплекс, который должен был напоминать потомкам о том, как «...русская армия и флот в 11-месячной тяжкой борьбе задерживали нашествие грозной союзной силы».
Затопление кораблей |
В 1899 году был образован специальный комитет по восстановлению памятников Севастопольской обороны, который возглавил сам Великий князь Александр Михайлович — сын младшего брата императора Александра II, Великого князя Михаила Николаевича, участника обороны Севастополя, заслужившего Георгиевский крест в Инкерманском сражении.
5 августа 1903 года газета «Крымский Вестник» в статье, посвященной 50-летию Севастопольской обороны, писала: «Государю-Императору благоугодно было назначить празднование юбилея Севастопольской обороны осенью 1904 года... В самом городе, на берегу бухты у Приморского бульвара, разбитого на месте бывшей Николаевской батареи, будут отмечены два события обороны — переправа гарнизона через рейд и преграждение входа в Севастопольскую бухту...»
К тому времени комитет уже рассматривал различные предложения, связанные с возведением монумента, посвященного (ну, если по сути) заграждению севастопольского фарватера.
В архиве Музея ЧФ РФ и по сей день хранятся два проекта памятника, разработанные до 1901 года. Авторы одного из них — севастопольский архитектор A.Вейзен, инженеры Ф.Еранцев и Г.Долин, другого — начальник инженерной службы Севастопольской крепости инженер-подполковник Ф.Энберг.
Общий знак обозначения линии затопления кораблей |
Со стороны набережной его восьмигранный пьедестал украсила небольшая (50х75 см) бронзовая картина, на которой величественно и грозно скрещивают мачты идущие на дно корабли.
Памятникъ затопления кораблей
Тогда же родилось и первое название — «Памятникъ затопления кораблей». Именно так он упомянут в сообщении строительной комиссии, которая объявила о полном завершении работ 29 июля 1905 года. С этого времени новые путеводители упоминают монумент на своих страницах.
Правда, вначале, не решаясь использовать какое-либо определенное название, писали просто: «Вблизи яхт-клуба, у Приморского бульвара, на искусственно сделанном из гранита островке высится 9-саженной высоты гранитная колонна, увенчанная орлом, в память затопления кораблей Черноморского флота в 1854 г. для заграждения входа в Севастопольскую бухту неприятелю».
Было и такое «полное» описание: «Памяти заграждения фарватера затопленными кораблями, начало которого мы сделали еще 11-го сентября 1854 г., поставлен в воде против центральной части бульвара подобающий монумент».
В путеводителе по Крыму 1914 года уже есть фотография с подписью: «Памятник затопленным кораблям» и лаконичный рассказ: «В нескольких саженях от берега, на отдельной скалке колонна — памятник кораблям, затопленным 11 сентября 1854 г.».
Два обелиска в море |
В свое время именно этот проект и был отправлен в столицу на высочайшее утверждение.
К лету 1901 года его с некоторыми обязательными к исполнению поправками вернули в Севастополь. Архитектор В.Фельдман, следуя замечаниям, внес существенные изменения в проект: он заменил квадратную колонну на круглую и предложил воздвигнуть ее на искусственной скале, выступающей из моря.
Двуглавый орел как бы опускает венок на воду бухты |
Кстати, около 30 лет назад дочь Ф.Энберга Рогнеда Вундер передала Национальному музею героической обороны и освобождения Севастополя фотографию этого проекта. На фотографии надпись: «Акварель Фельдмана, 23 мая 1903 г.», а на самом рисунке видно, что над капителью колонны как бы парит двуглавый орел, несущий в клювах венок и якорь на цепи (одним клювом орел держит венок, а другим поддерживает цепь с якоря).
Три в одном
Амандус Адамсон |
Напомним, А.Адамсон — автор памятника «Морякам броненосца «Русалка» (Таллин, 1902), в создании которого признанный художник и скульптор проявил себя как мастер монументального искусства. К тому же он — действительный член Академии художеств, в списке работ которого и «Памятник затопления кораблей в Севастополе». Таким образом, можно с уверенностью сказать, что у Памятника затопленным кораблям три главных автора: военный инженер Фридрих Оскар (Оскар Иванович) Энберг, архитектор Валентин Августович Фельдман и скульптор Амандус Генрих (Аманд Иванович) Адамсон.
Именно эти авторы упомянуты на аннотационной доске, украшающей верхнюю кромку подпорной стены напротив Памятника затопленным кораблям: «Чугунный барельеф установлен 16.10.2005 г. Севастопольским эстонским национально-культурным обществом во главе с Эрихом Рихардовичем Каллингом к 100-летию со дня сооружения памятника и 150-летию со дня рождения А.Г. Адамсона».
Непобежденный
Интересное обстоятельство: памятник уцелел, пережив революцию 1917 года. Каким образом? В то время монумент получил очередное наименование: «Колонна памяти погибшим морякам». За всю историю в справочниках, путеводителях и периодической литературе у памятника встречается более 10 различных названий. Правда, движимые благими побуждениями, борцы с пережитками прошлого предлагали заменить над орлом императорскую корону на звезду с электроосвещением.
Вполне возможно, что именно тогда с короны сняли крест. Да, революционный «ветер перемен» был тогда посерьезнее землетрясения 1927 года, которое монумент тоже выдержал.
Другой удивительный факт: несмотря на самое опасное расположение, Памятник затопленным кораблям каким-то непостижимым образом выстоял в горниле Великой Отечественной и в мае 1944 года встретил освободителей. И это, заметьте, при том, что рано утром 22 июня 1941 года, между монументом и берегом взорвалась одна из первых неконтактных мин, сброшенных в Севастопольскую бухту. Другая, неразорвавшаяся, была обнаружена водолазами рядом с этим местом в июле 2005 года. А 9 мая 1944 года передовые отряды Красной Армии, подойдя к набережной Приморского бульвара, увидели в море не только чудом уцелевший памятник, но и горящий рядом с ним немецкий танкер «Продромос». На многих фотографиях того времени хорошо виден громадный шлейф черного дыма, который вырывался из подбитого фашистского танкера, лежащего у подножия Памятника затопленным кораблям.
9 мая 1944 года — уцелевший памятник и горящий немецкий танкер «Продромос» |
Таинственная вуаль
Еще один необъяснимый факт: в это трудно поверить, но у всемирно известного памятника до недавнего времени не было ни одного достоверного описания. Если читать путеводители, справочники и более серьезную краеведческую литературу, создается впечатление, что наш монумент наглухо закрыт какой-то таинственной вуалью.
Может быть, как раз поэтому практически во всех описаниях присутствуют ошибки и неточности. Сами по себе они уже стали историей и даже своеобразной литературной достопримечательностью.
Еще одна загадка кроется в следующем: только со стороны моря открываются главные детали оригинальной скульптурной композиции. Если от закругленного выступа набережной смотреть на орла сбоку, то хорошо видно, что головы его вовсе не склонены и венок опирается на капитель. К верхней же части венка прикован висящий на цепи морской якорь. По отношению к зрителю, смотрящему со стороны бухты, левая половина венка сложена из лавровых листьев, которые символизируют славу, победу, триумф, очищение, а правая — из дубовых листьев с желудями, которые также символизируют славу, силу, стойкость, зрелость, потенциальные возможности и уверенность в своих силах. Увенчанный большой императорской короной с изображением Георгия Победоносца на груди, могучий орел чествует героев и он... обращен к морю.
Поэтому в сознании тех, кто смотрит на него со стороны Севастопольской бухты, возникает простое и красивое определение: Памятник затопленным кораблям — торжественный Монумент Славы. Со стороны набережной верхнюю часть пьедестала украшает бронзовый барельеф, изображающий затопление кораблей. В правом нижнем углу подпись автора: «А.Адамсонъ Скульп. 1904». Ниже барельефа на гранитных плитах пьедестала высечены слова: «Въ память кораблей, затопленныхъ въ 1854 и 1855 гг. для заграждения входа на рейдъ».
На фото 1963 года видно основание памятника |
А теперь работа над возможными ошибками. Итак, общая высота памятника — 16,7 м, высота колонны — 7,1 м, средний диаметр колонны — 0,95 м, размах крыльев орла — 2,67 м.
На вершине скалы с противоположных сторон встроены два гранитных барельефа. На левом изображено число «1854», на правом — «1855».
Со стороны моря раньше была закреплена выступающая из морских волн бронзовая мачта парусного корабля. Чтобы убедиться в том, что все это именно так, В.Салтанову пришлось не однажды вскарабкиваться на искусственную скалу памятника, демонстрируя поистине чудеса скалолазания в попытках заснять тот самый, необходимый ему фрагмент.
А чтобы убедиться в том, что от берега до памятника на самом деле 23 метра (10 саженей), стоит, как настоящий исследователь, попробовать преодолеть это расстояние вплавь. Кстати, у В.Салтанова получилось на полметра больше!?
Фото Евгения Зленко |
Слушала и запоминала Евгения ЩЕРБАКОВА
Часть вторая