Новости Севастополя

Мощь воды: водопады Игуасу и ГЭС на реке Парана

Корреспондент «Севастопольской газеты» Пелагея Поленок продолжает путешествовать автостопом по Латинской Америке со своими подругами Изой из Польши и Леной из Киева. В прошлый раз мы рассказывали о путешествии девушек в Сан-Пауло и Рио-де-Жанейро, а в этом номере — продолжение истории о приключениях в Бразилии — на водопадах Игуасу и гидроэлектростанции на реке Парана.

Водопады Игуасу

Бразильские водопады Игуасу похожи на пожарный рукав, у которого оторвали брандспойт. Вот река неспешно несет воды в океан, и вдруг вода брызжет изо всех щелей, поднимая облака водяной пыли, грохоча на несколько километров вокруг. Ничего не видно и непонятно, зато красиво.

Мы попали на водопады бесплатно через джунгли.

Отправляясь в путешествие, мы купили билеты на автобус, идущий в Национальный парк Игуасу, где находятся водопады. В описании значилась фраза-загадка «от трассы, ведущей в аэропорт, на восток отходит грунтовая дорога, не доезжая 2 км до аэропорта». Загадка разрешилась только сейчас — оказывается, это было описание проникновения в парк с аргентинской стороны. А мы на полном серьезе пытались применить инструкцию с бразильской.

Путь через джунгли

От трассы мы дошли до сада, а потом и до джунглей. Иза заламывала веточки для того, чтобы найти дорогу обратно. Очень переживали насчет встречи с охранниками, а я еще прочитала, что можно увидеть пуму и ягуара! Но никакой живности мы не встретили.

Наконец заметили между веток просвет и грунтовую дорогу! Через несколько минут вышли на большую поляну — с волейбольным и футбольным полями и ранчо.

Вокруг никого не было, но и заброшенным пространство не выглядело. На траве, к примеру, валялся мяч. Мы тихонько прошли между полями в сторону леса и потопали по тропинке, как неожиданно шедшая впереди Лена, словно споткнувшись на скользких сваленных в кучу бревнышках, подпрыгнула вверх, а мы, шедшие следом, не поняв, что случилось, запутались в натянутой поперек дороги леске. При этом только сейчас заметили установленную на дереве, на уровне колен, камеру слежения. Лена наступила на что-то, отчего в сторону отлетело бревно, после чего над тропой натянулась леска. Уверенные, что кино с нашим участием уже веселит охранников на входе, мы осторожно продолжили движение вперед и вышли к асфальтовой дороге. Поскольку до самих водопадов оставалось еще приличное расстояние и начал моросить дождь, застопили работника парка на легковушке, и быстренько добрались до места назначения.

Амфитеатр водопадов

Даже с первого взгляда можно понять, до чего огромны и величественны водопады. Было неясно: то ли начинает накрапывать дождик, то ли долетают облака водяной пыли. К водопадам можно подобраться ближе на катере.

Даже с первого взгляда можно понять,
до чего огромны и величественны водопады

Мы пошли вперед по дорожке, как в парке, любуясь открывающейся панорамой новых и новых водопадов. Зарядил сильный дождь, пришлось надеть дождевики. Внизу по ущелью неслась сумасшедшим потоком река.

Вышли к основным красотам: вода-вода-вода кругом, даже сверху! По мостику можно подобраться к водопаду поближе.

По мостику можно подойти к водопаду поближе

Мы были почти единственными в своих родных дождевиках, остальные посетители озолотили местных продавцов. Но, к сожалению, из-за ветра и брызг долго находиться рядом с водной стихией сложно.

Пелагея Поленок в родном дождевике

Наверх всех желающих поднимал лифт, но пошли пешком, чтобы фотографировать красоты без людей.

Название «Игуасу» с языка индейцев племени гуарани переводится как «большая вода». Водопады образуют впадину в виде амфитеатра площадью 2,7 тыс. км. Сверху водопады выглядят не такими высокими, но на самом деле высота падения воды составляет 60-80 метров.

Сверху водопады не выглядят такими высокими

Попили кофе с видом на реку и на бесплатном туристическом двухэтажном автобусе, курсирующем по территории парка, поехали на выход. Пока ждали остальных пассажиров, разговорились с парнем, продающим лодочные туры. Он знал несколько фраз на русском, потом, обрадованный успехом и произведенным эффектом, начал учить остальных пассажиров, объясняя по-португальски, что значит «как тьебя зовуть?».

Экскурсия на ГЭС

Великая река Парана столетиями текла через джунгли с предгорий Анд в Атлантический океан, как однажды, в 1974 году, пришли люди, начали вырубать леса, мостить заборы и, наконец, через десять лет построили самую большую ГЭС в мире! На сегодня, правда, Итайпу стала второй по величине, уступив первое место китайской станции на реке Янцзы.

ГЭС на реке Парана

Мы остановились у Леандро, который выиграл конкурс 100 человек на место и получил работу на Итайпу. Он и устроил нам экскурсию по гидроэлектростанции. И если вчера была поражена мощью природной стихии, то сегодня — восхищалась силой человеческой мысли.

На служебном электромобиле мы прикатили на первую смотровую, откуда открываются виды на шлюзы для спуска лишней воды.

На первой смотровой

Основные генераторы электроэнергии находятся в огромных белых трубах, чуть позже мы побываем буквально внутри них. Когда перекрывали течение, чтобы построить дамбу, воду Параны направили в дополнительное искусственное русло. Дамба построена из бетона, камня и землицы. Ее длина 7 км, ширина 10 м, высота 180 м.

Вода превращается в электроэнергию двадцатью генераторами, десять из которых принадлежат Бразилии, другие десять — Парагваю. По словам Леандро, Итайпу поставляет 20% всей электроэнергии Бразилии, и 90% всей электроэнергии Парагвая. Через ГЭС проходит в десять раз больше воды, чем через водопады Игуасу.

Русло реки внутри дамбы

По верху дамбы курсируют двухэтажные туристические автобусы, разрешено свободно фотографировать все объекты. Бразильцы планируют провести сюда канатную дорогу и открыть ресторан «с видом на дамбу».
Поехали внутрь дамбы. Въезжаем в туннель под шлюзами, перед нами 20 огромных труб, через каждую из которых ежесекундно проходит 700 кубометров воды.

Через каждую трубу ежесекундно проходит 700 кубометров воды

Зашли внутрь дамбы и на лифте спустились на глубину 44 метра.

Русло Параны сохранилось внутри дамбы в первозданном виде. Столько бетона над головой, что у меня появилось чувство клаустрофобии.

Слева направо: Иза, Лена, Леандро и Пелагея

Но мы продолжили путь — теперь в центр управления ГЭС. Всего на станции работает 40 тысяч человек. В святая святых ГЭС находятся генараторы. Помещение настолько большое, что сотрудники передвигаются по периметру на велосипедах или электромобилях.

Спустились на лифте, а потом по лестнице на уровень ниже, к цилиндрам, по которым электроэнергия поступает от вращающейся турбины (внизу) к генератору (сверху).

Турбина

А пока мы разгуливали по внутреннему царству бетона, электромобиль Леандро подзарядился энергией от розетки, чтобы отвезти нас назад.

Автор Пелагея ПОЛЕНОК

Продолжение следует...

Справка

Водопады Игуасу

Комплекс водопадов на реке Игуасу расположен на границе Бразилии и Аргентины на границе аргентинского и бразильского национальных парков «Игуасу». Оба парка включены в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Комплекс имеет ширину 2,7 км и включает в себя примерно 270 отдельных водопадов. Высота падения воды достигает 82 метра, но на большинстве водопадов чуть больше 60 метров.

ГЭС на реке Парана

Итайпу — плотина и ГЭС на реке Парана, в 20 км от города Фос-ду-Игуасу на границе Бразилии и Парагвая. Свое название получила от названия острова в устье реки, который стал основой одного из крупнейших гидротехнических сооружений мира.