Новости Севастополя

Неаполь, русская история

С чего начинается Италия

Несмотря на то, что все дороги ведут в Рим, Италия для русских чаще всего начинается с Неаполя. Объяснение тут простое, попробуйте найти человека, не знающего песен «Вернись в Сорренто» и «Санта Лючия», не связывающего остров Капри с Лениным и Горьким, не читавшего о Везувии и гибели Помпеи, не видевшего фильмов с легендарной Софи Лорен и, наконец, не слыхавшего о великом теноре Энрико Карузо. Все это Неаполь!

И в этом великом городе в сентябре прошел 15-й Всемирный конгресс русской прессы, на который съехались издатели и журналисты из восьмидесяти стран мира. В их числе оказался и я.

Машина в центре только что припарковалась «на звук»

Рассказ о заседаниях конгресса вряд ли будет интересен читателю, проблемы использования русского языка и функционирования русской прессы для севастопольцев не новы и в мировом масштабе мало чем отличаются от наших, локальных. Можно лишь сделать вывод: русские, живущие за рубежом, любят Россию не меньше, а порой и больше россиян, и также переживают за ее судьбу. И уж совсем похожи на наши претензии на недостаточное внимание к русским диаспорам со стороны российской власти и тех структур, которые уполномочены реализовать ту самую помощь соотечественникам. Но это не о Неаполе, и поэтому оставим проблематику прессы и посмотрим на место, явившее миру такое число талантов и знаменитостей и вдохновлявшее стольких россиян на бессмертные произведения.

Залив заливу рознь

Неаполитанский залив, знакомый по полотнам Ивана Айвазовского, восхищает и по сей день, но живущему возле севастопольских бухт не обойтись без сравнений. Их город, подковой лежащий у вод залива, уже несколько тысячелетий не меняет своей конфигурации и архитектуры, равно как и венчающий его, спящий до поры до времени, Везувий. О Севастополе такого не скажешь. Виной тому наши революции и войны, разрушения и восстановления, и нынешнее беззастенчивое перекраивание, вплоть до его береговой линии, новыми хозяевами жизни. Вглядываясь в фотографии нашего недавнего прошлого, мы порой с трудом узнаем знакомые набережные и причалы.

Типичная неаполитанская улочка
Кстати, о набережной, ведь именно она является оправой той самой драгоценности, залива. Так вот, в Неаполе эта оправа заслуживает еще и уважения. И в первую очередь местной власти. Широчайшая набережная Санта Лючия (именно о ней поется в известной песне) освобождена не только от транспорта, но и всяческих ларьков, забегаловок и прочих малых архитектурных форм. Это место для прогулок. Тут тренируются бесчисленные бегуны, велосипедисты и роллеры. Оборудовано и место для купания. Специальная табличка извещает, что вода чистая, принимать морские ванны можно.

Грандиозная крепость дель Ово, построенная в 12 веке, в которой, кстати, проходили заседания конгресса, — безусловное украшение залива и набережной. И тут тоже, кроме туристов и целующихся парочек, нет никаких торговцев и назойливых фотографов с голубями и шиншиллами. Странный какой-то капитализм!

Порт Неаполя — производная залива. Ежедневно по нескольку океанских лайнеров вываливают в город тысячи экскурсантов и к вечеру покидают его. Рядом ведется разгрузка и погрузка многочисленных транспортных судов.

Город машин, мотороллеров и «Маргарит»

Сказать, что Италия — автомобильная страна — значит не сказать ничего. Гуляя по Неаполю, убеждаешься, что это царство мотороллеров, мотоциклов и скутеров. Машины микроразмеров, и это неудивительно. Ширина улочек старинного города диктует условия авторынку, а по некоторым из них, кроме мопеда, ничем и не проедешь.

Умение парковаться в таких стесненных условиях изумляет. Как сказал наш коллега из Неаполя Иван Марино: «Местные паркуются на звук! В самом деле, помятости кузова и бампера тут в расчет не берутся».

В Италии очень популярен футбол и трепетное отношение к детям. В этом убеждаешься, когда видишь, как ватаги мальчишек играют в футбол на пьяцца дель Плебисцито, главной площади города, неистово бьют мячом по стенам королевского дворца и взрослые дяди, с охотой присоединившиеся к их игре. Благодушие, терпимость и неторопливость местных жителей замечаются быстро и, надо признать, быстро перенимаются тобой.

Мальчишки играют в футбол на главной площади Неаполя

В паутине улиц и площадей многочисленные пиццерии, кафе и рестораны милы и органичны. Заказ — от чашки кофе до большой тарелки с пастой — вам организуют за несколько минут и качество будет соответствовать цене. К примеру, порция спагетти с томатом и пармезаном обойдется в 4-5 евро, салат в этих же пределах. Кусок мяса или рыбы стоит от 10 евро и выше.

Кофе вкусный и крепкий, но объем напитка так смехотворен, что создается впечатление, что в Италии проблемы с кипятком.

Сыр моцарелла — тоже неаполитанец по происхождению. Везде, за любым застольем его присутствие обязательно. Привыкаешь быстро, действительно вкусно и полезно.

Но главным кулинарным изобретением Неаполя безусловно считается пицца. Ее делают везде и поедают в огромных количествах. Классическая «Маргарита» — это незатейливое блюдо, где на хлебном корже кроме томата, сыра и веточки базилика ничего не встретишь.

Остров Прочида, названный
Бродским захолустным
Острова и их обитатели

Рядом с Неаполем расположены курортные острова Капри, Вентонен и Искья и не имеющий фешенебельного статуса остров Прочида. Впрочем, последний тоже известен в миру благодаря поэтическим строкам Иосифа Бродского про «захолустную бухту» и рыбаков, смотрящих вечером футбол по телевизору.

Вообще Неаполь и его острова исторически связаны с Россией. Копии Клодтовских коней с Аничкова моста — подарок императора Николая I — украшают сад королевского дворца. В самом дворце в 18 веке укрывался царевич Алексей, впоследствии тайно вывезенный для расправы в Россию сотником Толстым. На Капри, кроме Горького и Ленина, проживали в разное время Шаляпин, Луначарский, Бунин, Плеханов, Станиславский, Мейерхольд, Дзержинский, Асеев, Нуриев.

Надо признать, что присутствие в своей истории русских персонажей эффективно используется итальянцами, их имена постоянно упоминаются и делается это с большой долей уважения. Приятно.

Расстояние до острова Капри составляет сорок километров. Вместительный и комфортабельный пассажирский паром при скорости в 26 узлов преодолевает его за час. Регулярность и качество морских перевозок в Неаполе заслуживают всяческих похвал, на все острова, помимо скоростных катеров, ходят паромы, вмещающие десятки авто и различных грузов. В который раз анализируя, вспоминаешь Керченскую переправу со смехотворным по итальянским меркам расстоянием в 5 километров и куцым графиком движения.

Последний день — в Помпеи

Быть в Неаполе и не побывать на раскопках Помпеи значит не увидеть самого главного. В последний день путешествия на городской электричке (1,8 евро билет в одну сторону) мы отправляемся в город, ставший мертвым в 79 году н.э. из-за извержения Везувия. До трагедии там проживало 20 тысяч человек. Для сравнения, в Херсонесе в этот период жили около трех тысяч человек. Во время извержения вулкана в Помпеях погибло более 2 тысяч человек.

Руины Помпеи
Город начали откапывать с середины 18 века, и в настоящее время еще 20-25% территории покоится под многометровым слоем пепла и лавы.

Мертвый город потрясает всем! Уровнем культуры и зодчества того времени, масштабами застройки (дома двух и трех этажей), самой технологией строительства, мощеными мостовыми и тем, как все это сохраняется и экспонируется в наше время.

11 евро за экскурсию, которая не уложится в один день, кажутся совершенно необременительной ценой. К услугам посетителей краны с питьевой водой (бесплатно!) в каждом квартале города-музея, что под палящим неаполитанским солнцем очень кстати, и, опять-таки, никаких торговцев на территории!

Многое из увиденного в Неаполе надолго останется в памяти. Старинный оперный театр Сан Карло, потрясающий археологический музей, крепости, замки и подземелья, собор Святого Януария, где хранится незагустевающая кровь христианского святого, грандиозные транспортные туннели, прорытые во времена фашистского режима Муссолини. И, конечно, неаполитанцы — приветливые, веселые и красивые люди, живущие в одном из самых красивых мест на земле.

Автор: Андрей СОБОЛЕВ

Автор благодарит за помощь в организации поездки Владимира Калниболоцкого, Бориса Дуганова, Ольгу Глазкину и генеральное консульство Российской Федерации в Симферополе.

Powered by Blogger