Новости Севастополя

Путевка в жизнь из Дворца

Дворец детства и юности 20 апреля отпраздновал юбилей — 50 лет работы в здании на Приморском бульваре. Собственно, благодаря этому зданию главное городское детское заведение Севастополя и называется Дворцом.

Оно было построено в 1914 году для института физических методов лечения имени Сеченова. После войны институт переехал в Ялту, а здание в самом центре Севастополя простояло разрушенным аж до 1959 года. То ли руки не доходили у руководства, которое поднимало город из руин, то ли искали для дворца на набережной правильное назначение.

«Мне хотелось бы, чтобы нынешние руководители брали пример со своих послевоенных предшественников. Сейчас модно ругать коммунистов. Но тогда еще не было зданий у райкомов партии, а они отдали дворец не под свои нужды, а детям», — говорит Александр Рославцев, директор ДДЮ.

Восстанавливать разрушенное здание партия поручила Надежде Шкариной, директору Дома пионеров, который тогда находился в здании, где сейчас работает Детская морская флотилия. Она развернула на объекте настоящую комсомольскую стройку и впоследствии стала первым директором Дворца пионеров.

И потекла будничная жизнь кружков и секций. Только тем, кто их посещал, она запомнилась как удивительная и волшебная. Наши собеседники, в разные годы занимавшиеся у разных педагогов, как один подчеркивали: у нас в Севастополе настоящий Дворец для детей, нигде больше такого нет.

В заслугу городу, пожалуй, можно поставить и то, что уникальное детское заведение удалось почти полностью сохранить, а не раздать под коммерческие и полукоммерческие структуры. Этот «подвиг» эпохи дикого капитализма был отмечен на уровне руководства страны. В 1999 году севастопольский Дворец детского и юношеского творчества был отмечен дипломом на Всеукраинском конкурсе программ сохранения и развития внешкольных учреждений. После этого Дворец стал базовым внешкольным учреждением Института проблем воспитания Академии педагогических наук Украины.

Но главная награда педагогам Дворца — не грамоты и медали, а добрая память их выпускников, для многих из которых детское увлечение определило судьбу.

Людмила Комарова, выпускница хора «Алые маки» и ансамбля «Юность», Заслуженный работник культуры России, методист Дома офицеров флота:

«Нас тогда полкласса записалось в пионерский хор (у него тогда не было названия), и все мы старались не пропустить ни одного занятия. Вспоминается особый запах Дворца — запах натертого паркета. И эти мраморные ступени, хотелось разуться и пробежать по ним босиком. Мы ездили с концертами по ленинским местам — городам на Волге. Потом, когда мы подросли, и нам стало стыдно выступать с пионерскими галстуками, мы перешли в ансамбль «Юность». Руководители хора на нас, конечно, очень обиделись, но «Юность» — это было очень выпендрежно и модно. Помню, как мы выступали на ступенях в холле на Новый год. Именно благодаря занятиям во Дворце, где я научилась и петь, и танцевать, и потом стала артисткой оперетты. Я до сих пор туда часто захожу. Это дворец счастья, там я не ощущаю возраста».

Людмила Скляренко, выпускница кружка «Резервы старших пионервожатых», педагог школы №3:

«Во Дворце я занималась с пятого класса. А когда в школах наступила пора профориентации (нас, старшеклассников, распределяли по предприятиям), я изъявила желание пойти во Дворец. Мне тогда уже казалось, что мое призвание — работать с детьми. Эти курсы назывались «Резервы старших пионервожатых». У нас была и теория, и практика. То есть нас учили, как необходимо организовывать жизнь детей, с другой стороны, мы непосредственно принимали участие в различных мероприятиях. Я всегда улыбаюсь, когда вспоминаю, как однажды играла старуху Шапокляк. По окончании курсов мы сдавали экзамен и получали удостоверение, которое давало нам право работать педагогами-организаторами. После школы я решила проверить себя и год проработала в школе в Инкермане. После этого я окончательно убедилась, что мое призвание — работа с детьми, и поступила в институт. Так что Дворец дал мне путевку в жизнь. Я поздравляю его с юбилеем и желаю сохранять свои традиции.

Ирина Стародубцева, выпускница городского пионерского штаба «Красный факел», директор Института последипломного образования городского гуманитарного университета:

— Именно во Дворце я поняла, что хочу помогать детям организовывать различные мероприятия. Так я их всю жизнь и организовываю. Это определило мой выбор профессии. Вспоминается, как тщательно коллектив Дворца готовил все городские мероприятия. Мы, штабисты, должны были выбрать костюм в костюмерной, потом с нами занимался педагог из пионерского театра, потом мы проходили инструктаж по ритуалам. Бывало, целый день ходишь по этажам и кабинетам. После этого сам праздник проходил так легко и был действительно праздником. Еще запомнился круглый стол в комнате, где мы занимались. Я на всю жизнь усвоила: чтобы решить вопрос, нужно сесть за круглый стол.

Ольга Льдокова, выпускница оркестра народных инструментов, студентка Академии труда и социальных отношений:

— У нас был очень дружный коллектив, я до сих пор поддерживаю отношения с ребятами. Очень благодарна за те знания по музыке, которые я получила в оркестре, за те красивые мелодии, которые мы разучивали. Было много хороших концертов. Особенно запомнился благотворительный вечер памяти Устинова в Матросском клубе. На своей домбре я и сейчас люблю поиграть — для себя.

Мария Порошина, выпускница ансамбля «Калинка», сейчас выступает в ансамбле «Русь»:

— Много было фестивалей, интересных поездок — в Бельгию, Польшу, Германию. Несколько раз мы были в Москве. Я одна из немногих, кто был в «Артеке» целую смену. Нас везде хвалили за удачно подобранный репертуар, за хорошее исполнение. Запомнилось, как четыре дня ехали на автобусе в Бельгию через всю Европу. Все казалось необычным: люди, дома, еда, сладости. А еще в Антверпене у нас был концерт в городском зоопарке — прямо рядом с клетками.

Ирина Константинова, выпускница кружка художественного слова, директор фестиваля «Война и мир»:

— Это было непросто, маршруток не было. Но я не одна такая была, многие дети ездили из сел. Наша руководительница Вера Власова приехала из Санкт-Петербурга и у нее мы учились правильной русской речи. Ей нравились мой звонкий голос и голубые глаза, поэтому она всегда меня посылала в театр Луначарского зачитывать приветственные слова: «Да здравствует великий коммунизм». Это и определило мою судьбу: театральная студия, театральный вуз, работа в театре.

Powered by Blogger