Новости Севастополя

Категорийные походы в дальние горы


В июле – сентябре 2010 года члены Севастопольского городского клуба туристов по традиции совершили немало походов разной категории сложности в Карпаты, на Кавказ, Тянь-Шань и в район Прибайкалья.

Походы с другими турклубами

В этом году многие севастопольские туристы участвовали в походах, которые организовывали другие клубы. Валерия Чудесенко, Евгений Теплицкий, Андрей Адамлюк и Леонид Пименов ходили в поход четвертой категории сложности на Кавказ, в район Приэльбрусья, в составе запорожского клуба «Горизонт». Причем севастопольцам достались одни из самых ответственных обязанностей — заведовать питанием и снаряжением группы. По словам Валерии Чудесенко, почти все перевалы были хоженые, довольно подробно описанные в интернете. Только один — перевал Фрешфильда — оказался малоизвестным. Удалось найти информацию о том, что в 1939 году его пролезла одна альпинистка. И в 1997-м перевал прошла группа, при этом провесив около восьми веревок. В конце похода севастопольцы совершили восхождение на высшую точку Европы — Эльбрус.

Первопрохождение на Тянь-Шане

В течение 35 дней Николай Охримович участвовал в горном походе шестой категории сложности киевского турклуба «Глобус» в районе Центрального Тянь-Шаня (Киргизстан, Казахстан). Путешествие совершали с несколькими задачами. Во-первых, «распечатать белое пятно на карте» в районе хребта Кокшаал-Тоо. В связи с труднодоступностью каньонов рек Булунтор, Куюкап, Майбашь и Айран-Су не удалось найти информацию о прохождении когда-либо в летнее время. Также в том районе практически отсутствуют на данный момент категорированные перевалы и вершины. Во-вторых, пройти красивую и сложную горную «шестерку» в суровой и новой для многих местности. В-третьих, построить максимально линейный маршрут с максимальной автономностью.

В итоге, как признается Н.Охримович, самым трудным физически и морально для всех стало слишком большое время ходовой части маршрута. Кроме этого, организаторы похода недооценили трудность прохождения связки каньонов рек Булунтор – Куюкап – Майбашь – Айран-Су. Вместо запланированной недели по факту шли этот участок почти 14 дней. Из-за этого пришлось отказаться от первопрохождения траверса пика Красной Армии с перевала Красной Армии, ограничившись только прохождением перевала Красной Армии.



Как таковое первопрохождение осталось только одно — перевал сложности 2Б между долинами рек Айран-Су и ледником Семеновского. Пока дали рабочее название «Памяти Локомотива» в честь экспедиции, которая описывала этот район в середине прошлого века. Предварительно собирали информацию по снимкам и моделям из Google Maps, поскольку других источников нет. По словам Н.Охримовича, из-за того, что ледник немного подтаял, перевал оказался проще, чем ожидали.

Но больше всего севастопольца поразил район хребта Кокшал-Тоо своим нетронутым состоянием: населенных пунктов нет, людей нет, природа почти первозданная. Только в верховьях р.Май-Башь попались остатки погранзаставы конца 60-х годов и на слиянии рек Май-Башь и Теректы — остатки мазара (мавзолея) начала прошлого века.

По хребтам и долинам Хамар-Дабана

Одни из самых дальних походов третьей и второй категории сложности были пройдены в Прибайкалье: в районе Хамар-Дабана и Приморского хребта.

Как рассказал руководитель «тройки» Геннадий Крепаков, горно-таежный поход планировался давно. Пока прорабатывал маршрут, то столкнулся с противоречием. По воспоминаниям севастопольских туристов, ходивших там в 80-е годы, район не представлял больших трудностей. А в интернете в современных отчетах писали, что места практически непроходимые, почти всем приходилось менять маршрут и заканчивать путешествие преждевременно. Упоминались даже случаи со смертельным исходом.

К счастью, севастопольцы прошли Хамар-Дабан без потерь, если не считать унесенных течением рек часов, тапочек и треккинговых палок.

По словам Г.Крепакова, в начале и конце похода путь проходил по долинам и поперек хребтов. Средняя часть путешествия пришлась на хребты — «красиво, но неинтересно». Если погода хорошая, то открываются красивые виды, но нет ни воды, ни дров, поэтому все равно на ночлег приходится спускаться вниз. Как только пошли по долинам, вдоль каньонов и через перевалы, сразу начались трудности. Это были и непогода, и препятствия.

Один раз пришлось пересекать хребет и идти по отрогу, в отсутствие видимости. Ребята пошли по россыпи валунов — курумнику и скалам, потому что так было намного легче, чем преодолевать густые заросли стланика. В другой раз выпал снег и температура опустилась до минус двух.

Основными препятствиями, с которыми столкнулись на пути севастопольцы, оказались реки. Через одну переправились по веревке. Четыре брода были очень сложных. Многие вспоминают брод р.Утулик. Как рассказал Г.Крепаков, к Утулику подошли вечером — оставалось около полутора часов светлого времени. Поскольку погода была хорошая и видно, что вода упала, решили переправляться по трое «стенкой» сейчас, а не утром. Все перешли благополучно, кроме последней тройки, которая не удержалась на ногах, ребята расцепились, и их понесло вниз по течению.

Одно из самых красивых мест было место слияния рек Байга и Хара-Мурин. В 20-метровое ущелье Байги Хара-Мурин впадает 7-метровым водопадом, грохот от которого слышно за несколько километров. Хронометрист группы Асия Каримова пишет в отчете: «Такое я раньше видела только в кино. Это невероятно сильно — видеть это ущелье, слышать «голос» реки, чувствовать мощь этой воды. Очень по-настоящему, сильно и красиво. Реально тяжело было лезть сюда, я совсем выдохлась, поистерила, но это все невероятно — по-другому таких вещей не получится посмотреть, по-моему».

Сняли записку своих

Последней из походов вернулась группа под руководством Алексея Зубанкова, также из района Приэльбрусья.

За 16 дней ребята взяли 11 перевалов. На одном из них — Восточном Куршоу — в перевальном туре оказалась записка, где было написано, что предыдущая группа сняла в свою очередь записку группы Г.Крепакова из Севастополя, который здесь был в 2003 году.

Автор: Пелагея Поленок

Powered by Blogger