Новости Севастополя

Неизвестная Корабелка

Кто-то наверняка сразу удивленно пожмет плечами — что там еще неизвестно? Оказывается, многое. Об этом узнаёшь, отправившись однажды на пешеходную прогулку по Корабельной стороне с севастопольским экскурсоводом Мариной Леоновой.

Аполлоновка. Фото Леонида Щербакова

Знали ли вы о том, что именно в этой части города, уж так сложилось, селились пассионарии, готовые преобразовывать мир? Верное подтверждение тому — закрепленный на подпорной стене учебного отряда ЧФ горельеф, посвященный участникам вооруженного восстания 1905 года. Как известно, эти события завершились совсем в ином месте, а именно на площади Восставших, где тогда находилась тюрьма, которой весьма гордилось севастопольское градоначальство.

Было неожиданным узнать, что эта самая тюрьма была поистине образцовой, поскольку имела лазарет и библиотеку, а заключенным разрешено было общаться между собой. Ну это так, к сведению.

К числу пассионариев следует отнести лейтенанта Петра Шмидта, увековеченного памятником-горельефом. Как известно, однозначной оценки этой исторической личности нет до сих пор. Кто-то склонен считать его психически нездоровым, кто-то убежден, что в то самое время ему посчастливилось поймать свою волну — так или иначе, исход ноябрьских событий на крейсере «Очаков» был печален, а могилу П.Шмидта, такую, как он сам ее описал, можно увидеть на Мемориальном кладбище коммунаров все на той же площади Восставших.

Интересно, что именно на Корабельной стороне в свое время было приказано обустроить адмиралтейство, несколько ниже того места, где ныне расположились здания филиала МГУ и продолжает находиться флотский экипаж. Как выяснилось, ныне вполне ровное место прежде было высоким холмом, вершина которого была срыта, а из лишнего грунта создали пересыпь на территории нынешних вокзалов, где раньше была болотистая местность.

Игнатий Шевченко, лестница, мост и ялики

У еще одного здания бывших Морских казарм, где теперь разместился корпус Новороссийской мореходки, оказывается, прежде стоял памятник герою первой обороны города матросу 30-го флотского экипажа Черноморского флота Игнатию Шевченко, спасшему во время одной из знаменитых ночных вылазок жизнь своему командиру. Кстати, на памятник И.Шевченко, который был первым памятником нижнему чину, деньги собирали всем миром. Причем 50 рублей от продажи украденного коня (так говорит легенда) вложил в общую копилку и матрос Петр Кошка. Теперь на его месте почему-то установлен бюст адмиралу Федору Ушакову.

Еще одна неожиданная информация — о некогда существовавшем лестничном Военном спуске к Южной бухте. Лестница проходила вдоль всего склона к так называемой Экипажной пристани и далее, к мосту, перекинутому на противоположную сторону, к Каменной пристани. В 1923 году мост был разрушен.

Во время Крымской войны через Южную бухту дважды наводили мосты, правда, от них ничего не осталось. Зато за отсутствием мостовой переправы процветал яличный извоз — перевоз через бухту стоил от 5 копеек.

Основная отправная точка находилась чуть в стороне от нынешней Графской пристани. Оттуда ялики ходили вплоть до Инкермана и к кораблям, стоявшим на банках.



Лазаревское адмиралтейство

Далеко не всем известно, что на территории сегодняшнего Севморзавода им.Орджоникидзе когда-то и находилось Лазаревское адмиралтейство. Собственно, имя Орджоникидзе было присвоено предприятию в 1936 году, поскольку в то время он был наркомом тяжелой промышленности. Это адмиралтейство было не первым в городе. Еще раньше было заложено адмиралтейство на противоположном берегу Южной бухты, которое в свою очередь началось с кузницы — одного из четырех каменных зданий, с которых начинался город. Изначально речь шла не о строительстве кораблей, а об их ремонте. Однако уже в 1820 году был построен тот самый бриг «Меркурий», а еще до Крымской войны — около 50 кораблей.

Матрос Кошка и его награды

Герой первой обороны города матрос Петр Кошка, памятник которому является одной из визитных карточек Корабельной стороны, прославился своим участием в ночных вылазках. Он был отважным бойцом, пренебрегающим любыми опасностями, лично совершил 18 вылазок в стан неприятеля, каждая из которых была отмечена каким-либо подвигом. Говорят, во время одной из таких вылазок ему удалось выкрасть с вражеской кухни варящийся кусок мяса, который он принес своим однополчанам. А чего стоит история с лошадью, которую он умудрился выкрасть буквально из-под носа французов и англичан, после чего продал ее за 50 рублей, пожертвовав вырученные деньги на сооружение памятника И.Шевченко.

В январе 1855 года П.Кошка был отмечен первым знаком отличия военного ордена Георгиевским крестом IV степени. Как оказалось, до этого он уже был награжден точно такой наградой, но вовремя не получил ее. Зато после Крымской войны его призвали служить еще раз, теперь уже на Балтийский флот, где он встретился со своим бывшим командиром генералом Степаном Хрулевым. Тот и посодействовал тому, чтобы Кошка получил все свои заслуженные награды, которых всего, получается, было четыре: две медали и два креста. Парадокс заключается в том, что на памятнике изображено три креста, и это ошибка скульптора.

Памятник Папанину
Не Папанин, а Папаня

Такова настоящая фамилия арктического исследователя, географа, контр-адмирала Ивана Папанина, памятник которому установлен на Корабельной стороне в парке, названном именем этого знаменитого полярника. А все дело в том, что он был греком по происхождению. Вырос в Севастополе в семье моряка. Интересно, что в разных источниках биографические данные об этом человеке серьезно расходятся — по дате рождения, фамилии, а также благосостоянию его семьи. По одной версии, он родился и жил в более чем скромном доме в арке акведука, что в Аполлоновой балке, а мать ходила по соседям и нанималась стирать белье. По другой — отец был допущен к выборам, и стало быть, имел состояние не менее тысячи рублей. Имеются также сведения, что у семьи было торговое место на рынке. Так или иначе, но в семье было шестеро детей, и Иван был самым старшим. После успешного окончания школы парень устроился работать в компасную мастерскую, где составляли лоции для Азовского и Черного морей. Там и проявился его талант, благодаря чему руководство мастерской послало его учиться в Таллин. Это уже потом он участвовал в Севастополе в событиях Гражданской войны, боролся с белогвардейцами, что, как рассказывают, всерьез навредило его нервной системе. А в 30-е годы началась эпопея с первой дрейфующей полярной станцией, за что И.Папанин, будучи начальником станции, был удостоен звания Героя Советского Союза. Второй раз он получил это звание за операцию спасения экипажа ледокола «Георгий Седов». Кроме того, И.Папанин был награжден девятью(!) орденами Ленина. Кстати, вопреки общему представлению, он вовсе не учился в севастопольской школе №6, ему привелось сидеть за партой в нынешней музыкальной школе на Корабельной стороне, на здании которой, увы, и по сей день отсутствует соответствующая мемориальная табличка.

Колонны для заводской культуры и архитектура Корбюзье

Здание нынешнего культурного комплекса «Корабел» — одна из ярких достопримечательностей этого района города. Учреждение построили в 1952 году, когда на предприятии работали 12 тысяч человек. Дом культуры постарались сделать нарочито торжественным. Настоящий сталинский ампир. Одним из признаков этого стиля стало декорирование здания символами трудового народа — серпами, молотками, шнурами, колосьями и т.д. Здание до сих пор прекрасно читается с Южной стороны города, да и внутри вполне функционально, даже после недавнего умеренного ремонта.

КК «Корабел»

Отстраивать район стали уже в 1944 году и тоже в неоклассическом стиле сталинского ампира. Домов того периода и теперь много на старой Корабелке, все они, в основном, трех-четырехэтажные. В домах высокие потолки, и вот почему: при печном отоплении угарный газ скапливается у потолка. Дабы обеспечить безопасность, высоту потолков посчитали по несложной формуле: человеческий рост плюс один метр. Помимо прочего, высота потолков определялась размерами типовых железобетонных конструкций, в частности, ригелей. Однако все хорошее закончилось с архитектурной эпохой Ле Корбюзье, который рассчитал, что для человека достаточно высоты потолков 2,26 метра, плюс еще сверху 40 сантиметров.

Сталинский ампир
Бывшая городская баня

Площадь Ластовая и акведуки

Как выяснилось из рассказа экскурсовода, название площади Ластовой к ластам, как таковым, отношения не имеет. С 1861 года в этом районе базировался вспомогательный флот, состоящий из малых, так называемых, ластовых судов. Матросы и офицеры в ластовых экипажах по каким-то причинам не могли служить на флоте и имели не морские, а сухопутные звания.

Самая главная достопримечательность сегодняшней площади — здание в стиле «модерн», в котором теперь расположились различные административные службы.

К сожалению, многое, что находится на Корабельной стороне, воспринимается горожанами признаками патриархальности, но на самом деле именно здесь удивительным образом сохраняется дух старого Севастополя — с его уютными двориками, подернутыми патиной времени, балкончиками, палисадниками, дворовыми въездными воротами, а иногда и фонтанами.

Здесь и по сей день сохранились знаменитые виадуки и акведуки, история создания которых — еще одна страничка истории города и флота.

Акведук на Корабельной стороне

Не говоря уже о знаменитых балках Корабельной стороны — Ушаковой и Аполлоновой, которые и теперь составляют своеобразие района и, разумеется, требуют отдельной прогулки и отдельного рассказа.

Автор: Евгения ЩЕРБАКОВА

Powered by Blogger