Новости Севастополя

Ткацкий станок — своими руками

Уже много лет под навесом на заднем дворе своего дома в Инкермане Сергей Черкасов выстругивает из дерева и собирает самые настоящие ручные ткацкие станки, на которых мастерицы со всей России изготавливают слинги, палантины, шарфы.

Сейчас в станок заправлено 400 нитей. Фото Пелагеи Поленок

Неслучайные случайности

Столяр по профессии Сергей Черкасов не сразу нашел свою нишу. До ткацких станков он занимался изготовлением станков для вышивания — крупных квадратных пяльцев, которые на Украине мало кто производил. Рукодельницы, в основном, заказывали такие станки либо в России, либо в Европе, поэтому севастополец всегда имел сбыт.

Однажды на российском интернет-форуме журнала «Любо-дело» он заглянул в тему, посвященную ткацким станкам, и принял участие в дискуссии.

— Подумал, почему бы когда-нибудь не попробовать, должно быть интересно... — вспоминает С.Черкасов. Но дальше идея продолжения не получила. Хотя в то время, по его словам, станки заказывали исключительно в Финляндии, где их стоимость доходила до тысячи евро. На Украине никто этим не занимался.

— Однажды мне позвонила девушка из Запорожья со словами, мол, я читала вашу переписку на форуме, вы еще не делали станок? Я: «Да нет, как-то и в голову не приходило. Мы только теорией там занимались». «Давайте я вам закажу, и вы сразу практику освоите».

Так что первый станок уехал в Запорожье, заказчица взяла его для матери для изготовления дорожек, деревенских половичков. Потом позвонила девушка из Киева, у которой был выход на Европу, где она закупала дополнительные детали, поэтому мастер смог сделать более сложный механизм.

Сергей Черкасов за работой. Фото Пелагеи Поленок

Разницы нет

С приходом в Россию С.Черкасов надеялся, что заказов станет больше, но оказалось, что усложнилась логистика доставки и подорожало сырье.

— Лес везут с материка, и как только он пересекает Керченский пролив, то дорожает на 10 тысяч рублей. Причем лес, как правило, везут довольно некачественный, — сетует мастер.

Так что приходится выкручиваться. При этом он признается, что нет большой разницы, из какого дерева изготавливать станок.

Ткацкий ликбез

С.Черкасов не ставит ни фирменный логотип, ни метку «Сделано в Севастополе», но уверяет, что легко отличит свои работы от чужих: «они у всех разные».

У каждого столяра не только свой стиль, но и сами станки отличаются по размеру и по предназначению.

Рама станка называется ремиза, их может быть несколько. Чем больше ремиз, тем сложнее выходит ткань по узору и типу переплетения нитей. К примеру, на двух ремизах, которые, как правило, устанавливаются на простых деревенских станках, получается обыкновенное полотняное переплетение крест-накрест. На четырех ремизах выходит рисунок елочкой или ромбиком — так называемая «саржа», подкладочная ткань.

Кроме этого, станки отличаются по ширине изготовляемой ткани. Существуют настольные виды, на 30-50 см. Однако в основном используются на 70-100 см. Ширину ткани в станке задает бердо, представляющее собой прямоугольную раму с тончайшими деревянными или металлическими зубьями. С.Черкасов бердо не делает, а берет готовое.

Фото Пелагеи Поленок

Любопытно, что при всех тонкостях производства станки не отличаются по типу нитей, которые в них можно заправить.

— Используются естественные, натуральные нитки: хлопок, шерсть, вискоза, лен, акрил. У меня сейчас стоит нить от ПНК. Одна из заказчиц любит работать с шелком, причем с тонким. Ей просто необходимо вставлять в два раза больше нитей.

Ткать можно всё

По словам С.Черкасова, многие при фразе «ткацкий станок» представляют исключительно деревенский агрегат, на котором мало что можно сделать, разве что дорожку-половичок. На самом деле это далеко не так.

Клиенты севастопольца ткут палантины, шарфы, слинги для переноски младенцев, ткань для сумок и даже гобелены. Те, кто заботится об экологическом образе жизни, изготавливают ткань, из которой потом шьют одежду. Кстати, такое полностью натуральное ручное производство ценится любителями исторической реконструкции.

Фото Пелагеи Поленок

— У нас ткачество только развивается. В отличие от Запада, в России получился большой разрыв в ремесленном производстве. Можно найти много упоминаний о том, что существовали даже сложные ручные станки в деревнях и на небольших предприятиях, а потом прошедшие войны все поглотили, поэтому ручное ткачество практически исчезло. Так что сейчас приходится добывать информацию в западной литературе, где традиции не прекращались.

Готовый шарф. Фото Пелагеи Поленок

Для того, чтобы определить, сколько нитей потребуется на конкретный отрез ткани с определенным узором, мастерицы используют компьютерные программы. А вот если в процессе перепутать направление нити, то можно получить уникальный узор, что только удорожит готовую ткань. Многие ткачи так делают специально.

Планы — грандиозные

С.Черкасов признается, что, несмотря на кажущуюся сложность, он делает простые станки, так что простор для развития есть. К примеру, можно заняться изготовлением узорных приставок. Это предшественники жаккардовой машины, которые ставятся сверху станка, а внизу имеют всего одну педаль, которая всем управляет.

— И есть еще один станок, в России он назывался «кегельный», а на Западе draw loom, в вольном переводе это означает «рисующий станок». Его длина составляет 2-3 метра. Машина оснащена двумя блоками ремиз, а к педалям еще добавлены ручки, которыми мастер «рисует». При этом заправка простая: на саржу, на сатин и во время ткачества возникает лицевая и изнаночная сторона.

Однако планы планами, но покупательская способность остается низкой. Поэтому сейчас все идет в обратную сторону: от сложного к простому, быстрому в изготовлении и сборке.

Автор: Пелагея ПОЛЕНОК

Powered by Blogger