Новости Севастополя

Поход по античным дорогам Турции

Пока Большая севастопольская тропа (БСТ) не заработала на полную мощь, корреспондент «Севастопольской газеты» изучила турецкий аналог — легендарную Ликийскую тропу, пройдя по ней более сотни километров.

На Ликийской тропе. Фото Пелагеи Поленок

Где находится

На жарком юге Турции между современными городами Анталия и Фетхие находится гористый полукруглый полуостров Текке. Именно здесь в древности располагалось государство Ликия. Его жители обладали самобытной культурой, языком и письменностью. Однако были завоеваны сначала персами, потом Александром Македонским, римлянами и в конце концов турками.

Несмотря на эти многочисленные войны, до наших дней в хорошем состоянии сохранились многие античные города, а также сухопутные пути сообщения между ними. Именно эти древние дороги и объединены в 500-километровый маршрут под названием Ликийская тропа, или по-турецки Likya Yolu.

Как добраться

Если позволяют время и силы, то можно пройти все 500 км пути. Однако большинство туристов выбирают более короткие отрезки. Почти параллельно идет автотрасса, на которой всегда можно подсесть в рейсовый автобус. Так что, как и на севастопольской тропе, здесь нет единой точки старта — можно начать в любом удобном месте. Ближайшие крупные города, куда можно добраться из России на самолете, — это Анталия и Фетхие.

Мы летели из Краснодара до Стамбула турецким лоукостером Pegasus за 20 тысяч рублей туда и обратно на троих. Далее на автобусе ехали до Анталии за 1,5 тысячи рублей с человека, а оттуда до поселка Гейнюк возле одноименного каньона по 105 рублей. Здесь начался наш поход на запад.

Навигационный знак на Ликийской тропе. Фото Пелагеи Поленок

Чем интересна Ликийская тропа

Как и БСТ, Ликийская тропа — это не линейный маршрут, а соединение многих радиальных путей. Поэтому каждый может выбрать наиболее интересный вариант. В целом, есть горные сложные маршруты и более простые вдоль Средиземного моря.

Геледонийский маяк. Фото Пелагеи Поленок

Горная часть тропы проходит по скалистым отрогам Западного Тавра, который напоминает Главную гряду Крымских гор в увеличенном масштабе: километровые отвесные обрывы и карстовые воронки. Однако, в отличие от Ай-Петри или Байдаро-Кастропольской стены, в турецких горах практически нет открытых луговин — яйил. Здесь царство серых пиков и крутых перевалов с душистыми сосновыми лесами внизу.

Поскольку мы ходили в поход с трехлетней дочкой, то, покорив несколько вершин, спустились к морю. Первую же ночь провели неподалеку от античных саркофагов, зиявших пустотами прямо над пляжем. Утром отправились на знакомство с портом Фаселис, заложенным в 7 веке до нашей эры колонистами с острова Родос. Так как летний сезон еще не начался, вход в городище оказался бесплатным. Мы беспрепятственно изучили многоарочный акведук, систему римских бань, амфитеатр театра и центральную площадь агору.

Через пару дней добрались до курортного поселка Чиралы, где заночевали в руинах храма на склоне горы Химера. Гора знаменита своими выходами природного газа, который самовоспламеняется при контакте с кислородом. Поэтому вход сюда стоил около ста рублей, но даже ночью не иссякал поток туристов, желающих полюбоваться на необычное природное явление. Кстати, именно в ночной темноте огни смотрелись наиболее эффектно.

Огни на горе Химера. Фото Пелагеи Поленок

Неподалеку от Чиралы находится еще одна достопримечательность — город Олимпос, основанный античными пиратами. Разбойники по достоинству оценили преимущества укромной бухты в устье реки, защищенном высокими скальными стенами. Здесь также за вход платить не требовалось.

Античный город Олимпос. Фото Пелагеи Поленок

Совсем безопасно

На Ликийской тропе туристу сложно встретить диких животных, все-таки маршрут очень популярен. Наибольшую опасность представляют различные змеи и насекомые, однако активны они только в жаркий период. В марте мы видели лишь разрытую кабанами землю и несколько раз сталкивались с черепахами. Ни скорпионы, ни тарантулы нас не беспокоили.

Для защиты древних стен в античном городе Фаселис
сделаны деревянные настилы. Фото Пелагеи Поленок

Кемпинг по-турецки. Фото Пелагеи Поленок

Кто ходит по тропе

Несмотря на то, что мы ходили в несезон, по пути встретили много туристов. Большинство из них было из России и Белоруссии. Кроме этого, попадались пары из Великобритании и Германии, целая группа из Азербайджана и одиночки из Турции и Австралии. Если турок нес на плечах два огромных рюкзака, а на поясе у него болтался охотничий нож, то девушка из страны кенгуру путешествовала с небольшим рюкзачком, из которого торчала булка хлеба.

Москвичи и белорусы отправились в поход без карты, зато к ним прибилась собака, которая, видимо, не первый раз шла по Ликийской тропе, потому что на всех развилках, пока туристы бегали в поисках нужного пути, терпеливо ждала двуногих попутчиков.

За 10 дней мы прошли чуть более 100 км из 540 и теперь строим планы, как разведать остальные участки древней дороги.