Новости Севастополя

146 ступенек к свету

Две сотни лет путь в море кораблям у Севастополя указывает маяк на мысе Херсонес.

Система линз конструкции французского физика Френеля.
Фото Леонида Щербакова

Маяк на мысе Херсонес — свидетель истории Севастополя. Он встречал легендарный бриг «Меркурий» и парусные корабли, на которых возвращались герои Синопского сражения. Его огни провожали броненосец «Потемкин» и корабли Русской эскадры. В июле 1942-го маяк был молчаливым свидетелем последних дней второй обороны города, которые стали трагическими и для него самого — маяк был полностью разрушен. Самые последние проводки кораблей и подводных лодок, привозивших пополнение и забиравших раненых, проходили при огнях фонарей, которые устанавливались на развалинах маячной башни и включались по команде.

Его фонари светили морякам и в первые годы после освобождения. Тогда рядом с сооруженной со временем деревянной пирамидой разбили палатку для смотрителя.

Новый маяк был построен на том же месте в 1951 году. Внешне он ничем не отличается от первоначального. Разве что вместо прежней винтовой лестницы построили маршевую, 146 ступенек которой ведут наверх, к стеклянному куполу. К слову, в отличие от Херсонесского, точно такой же Тарханкутский остался нетронутым и по сей день.

Маяк на мысе Херсонес. Фото Александра Дейнеги

Датой постройки нашего считается 25 июля 1816 года, а почти через год он был принят в состав управления командира главного военного порта Черноморского флота. Правда, в непогоду маячный свет поначалу все-таки заменяли звоном колокола.

Изначально маяк работал на рыбьем жире, которого на год требовалось 60 пудов и 35 фунтов.

В августе 1862 года на маяке установили светооптический аппарат из системы линз конструкции французского физика Френеля. Проходя через линзы, лучи света преломлялись и шли в горизонтальном направлении. В результате этого маяк стал светить вертящимся белым огнем с сильным ежесекундным проблеском. Причем в движение он приводился механической вращательной машинкой с падающим грузом.

До 1866 года маяк обслуживали военные, потом их заменили на вольнонаемных. Сначала в порядке опыта, а потом и навсегда. Если верить историческим справкам, военная команда, состоящая из унтер-офицера и шести матросов, постоянно перепивалась, что провоцировало неуставные отношения...

Кое-что о пользе маяков

На самый верх маячной башни нас ведет его нынешний начальник Анатолий Шуневич. Выпускник радиотехнического факультета Севастопольского приборостроительного института, он сначала 12 лет проработал на маяке инженером, а в 1993-м был назначен начальником Херсонесского маяка. Тогда-то ему и пришлось смириться с обособленностью жизни в маячном поселке, являющемся территорией воинской части гидрографической службы Черноморского флота.

Начальник маяка Анатолий Шуневич. Фото Леонида Щербакова

Коллектив небольшой, но дружный — без этого здесь, в условиях оторванности от внешнего мира, никак не обойтись.

— Маяки принято устанавливать в самых сложных для мореплавания районах. И для нашего место было выбрано не случайно — мыс Херсонес является оконечностью полуострова. Правда, нынче бытует мнение, что с современными средствами навигации можно обойтись и без маяков, но опытные капитаны с ним категорически не согласны. Особенно в штормовую погоду или в случае отказа электронных и спутниковых средств связи, — поясняет А.Шуневич, добавляя, что сегодняшние маяки тоже оснащены новейшим электронным оборудованием.

Вместо винтовой лестницы теперь маршевая. Фото Леонида Щербакова

Херсонесский маяк сегодня обслуживают девять человек: начальник, инженер, механик, электромеханик, четыре техника и водитель. Помимо самого маяка, в их зону ответственности входят еще 14 навигационных знаков, расположенных на побережье и работающих в автоматическом режиме — только в сторону мыса Фиолента их 10 штук!

На самый верх вахтенному надлежит подниматься дважды в сутки. Разумеется, не для того, чтобы вручную включить фонарь — это происходит в автоматическом режиме, а для того, чтобы вечером, глядя с высоты, проверить свечение навигационных огней вокруг, а утром убедиться в том, что они отключились. При обнаружении неисправности немедленно выезжает ремонтная группа.

Лампы маяка. Фото Леонида Щербакова

Вахтенный также включает и выключает световой маяк, следит за работой радиомаяка. Ему же приходится отслеживать обстановку при выходе судов на девиационный полигон, включать передатчики и перестраивать их по нужным частотам.

Радиоаппаратура маяка. Фото Леонида Щербакова

У каждого свой свет

Двух одинаковых по свечению маяков в мире не бывает! У Херсонесского, например, огонь белый проблесковый с очень сложными характеристиками. Дальность видимости — 16 морских миль (около 30 километров). Для сравнения: Ай-Тодорский маяк светит вращающимся зеленым, Евпаторийский — красным. Эти характеристики зафиксированы в международной лоции, как огни и знаки Черноморского флота и безошибочно читаемы мореплавателями всех стран.

Высота маяка — 36 метров. Фото Леонида Щербакова

Новые реалии

Были в новейшей истории маяка и памятные всем эпизоды. Так, в украинские времена на его территорию с определенной регулярностью пытались проникнуть активисты «Студенческого братства». Каждый раз это были спланированные провокационные акции, основанные на ничем не обоснованных претензиях. Поначалу сотрудники пытались сами отбивать такие нападки, но после захвата Ялтинского маяка решением командования ЧФ им в помощь прислали морских пехотинцев. Впрочем, несмотря на случавшиеся то и дело прецеденты, световой маяк не выключался ни разу.

А в период энергоблокады Крыма маячники запускали собственную электростанцию.

Электрогенераторы. Фото Леонида Щербакова

С 2014 года маяк зажил новой жизнью. Ушли в небытие времена, когда фонарные кварцевые галогенные лампы приходилось перевозить в кейсах через границу. К слову, помимо основной киловаттной лампы, в фонаре установлено несколько резервных, которые в случае перегорания основной автоматически перемещаются на ее место.

Саму башню обновили, покрасив снаружи и внутри, поменяли и прежние деревянные рамы на металлопластиковые. А самое главное — с вхождением в состав Российской Федерации появилась столь долгожданная определенность, а стало быть, внутреннее ощущение спокойствия.

Правда, без побочных эффектов тоже не обошлось. Прежде маяк, словно магнит, притягивал киношников для исторических съемок, теперь же, будучи внешне обновленным и осовремененным, он потерял было загадочность и привлекательность. Но ведь это — не самое главное. Херсонесский маяк уже давно стал одним из символов Севастополя, а его изображение — с моря и с суши и без кино растиражировано на сотнях фотоснимков.

Неутомимый маяк постоянно посылает миру свой позывной код из точек и тире. Вглядитесь — это буквы СВ, что означает «Севастополь».

Автор: Евгения ЩЕРБАКОВА

Powered by Blogger