Новости Севастополя

Страна под номером...

На школьной географической карте эта страна не имела названия. Точнее, название было, но оно не помещалось в границах, поэтому обозначалось цифрой. Внизу в сносках можно было прочесть — государство Израиль. На фоне просторов Иордании, Египта (ОАР) и Сирии рассмотреть эту страну было непросто, и это вызывало интерес.

Иерусалим — город, расположенный на холмах

А в 1967 году произошла арабо-израильская война, в ходе которой израильтяне молниеносно разгромили своих соседей, даже несмотря на поддержку их Советами. С того момента на долгие годы дипломатические отношения с Израилем были разорваны и за этой страной закрепилось название «агрессор». В-третьих, рядом со мной жили, учились и работали потенциальные жители «страны-агрессора», которые в те годы стали массово уезжать из СССР. Со многими я знался и дружил. От анекдотов до марксистской литературы евреи всегда присутствовали в нашей жизни, а табу, наложенное официальной властью на освещение темы той страны и ее народа, вызывало еще больший интерес. Наряду с «Голосом Америки», «Би-Би-Си» и «Свободой» мы слушали и «Голос Израиля». Вот не думал, что когда-нибудь на этой радиостанции зазвучат мои песни.

Русская песня доведет до Иерусалима

В 2010 году на московском международном фестивале русских соотечественников «Русская песня» мне посчастливилось познакомиться с делегатом из Израиля Михаилом Рискиным. Великолепный тенор и к тому же молодой ученый-химик оказался простым в общении остроумным парнем. Он увез домой мои диски, подарив мне свои записи. Так завязалось знакомство. Потом был его концерт в Севастополе, посиделки у меня дома, общение в интернете, телефонные звонки. Когда М.Рискин предложил приехать к нему в гости в Иерусалим, я не колебался ни секунды.

Аэропорт имени нашего соотечественника

«Русский» Израиль начинается с аэропорта им.Бен-Гуриона. Первый премьер-министр этой страны, оказывается родился в Российской империи, правда, теперь это польский город Плоньск.

Недружелюбное окружение Израиля отражается на мерах безопасности в аэропорту Тель-Авива. Контроль и проверки пассажиров и багажа не бросаются в глаза, но по ряду признаков понимаешь — антитеррор тут организован солидно. При этом пограничные и таможенные процедуры быстры и необременительны. Визы гражданам Украины с недавних пор не нужны, в паспорте даже не ставят штамп, ограничиваясь вкладышем. Ощущение, что попал к своим, укрепляется после пары вопросов к сотрудникам аэропорта: ответ неизменно на русском.

Священный город

Поездка из Тель-Авива до Иерусалима занимает меньше часа. Идеальная дорога, пересеченный рельеф напоминает ландшафты вокруг нашего Лабораторного шоссе. Но склоны балок густо засажены по террасам алепской сосной, кипарисами и оливковыми деревьями. И это практически в пустынном климате на бедных, каменистых почвах!

Склоны густо засажены алепской сосной, кипарисами и оливковыми деревьями

Все, кто попал в Иерусалим, первым делом стремятся к святым местам. Я не стал исключением, и в первую очередь отправился к Западной стене, именуемой Стеной плача. Почему не к Храму гроба Господня? спросите вы. С моим английским проще было сказать таксисту-арабу Western wall, чем Temple of coffin Lord. День катился к закату, и я понимал, что к христианской святыне нельзя идти впопыхах, поэтому начал обзор достопримечательностей с иудейской.

И была Стена в лучах заката, прикосновение к камням циклопических размеров, масса молодежи и солдат обоих полов, фотографирующихся на ее фоне, и ощущение причастности.

Мужская часть Стены плача

Наутро следующего дня я пришел к храму Гроба Господня. Описывать увиденное и прочувствованное там не стану, слишком личное. Но слова «дорога к Храму» вертелись в голове и там. К святыне подходишь через узкие проходы в торговых рядах, отбиваясь от назойливых предложений что-нибудь купить. Что-то мне напомнило наш родной город. К сожалению.

Путь к храму лежит через базар

Живу я затем, чтобы песен попеть…

Благодаря хлопотам моего друга М.Рискина мне представилась возможность выступить в Росскультцентре в Тель-Авиве. В одном концерте со мной выступал наш земляк поэт Борис Эскин, к великой радости его и моей. Он был очень растроган встречей, а сам факт, что он приехал на этот концерт за сто с лишним километров, говорит сам за себя.

Израиль не страдает от дефицита выступлений русских поэтов, бардов или других артистов. Пожалуй, нет ни одной недели, чтобы кто-нибудь не приезжал сюда из наших и не давал тут концерты. Да и местное бард-сообщество очень активно и многочисленно. Тем не менее интерес к моему творчеству был ощутим и оценки меня порадовали.

Потом была часовая программа на радиостанции «Голос Израиля» с умной и неунывающей Лиорой Ган. Звучали песни, говорили о нашей стране, о Севастополе. Удивительно — в эфире масса откликов с тревогой за нас с вами, судьбе Крыма и Украины.

Русский язык тут жив, и общаясь, абсолютно не ощущаешь разницы, столь заметной в иммиграционных кругах других стран.

В один из дней песня привела меня в Вифлеем. Это уже Палестина. Пел в Российском культурном центре. Волновался. Принимали замечательно. О русских, живущих там, не говорю, а вот русскоговорящие арабы приятно удивили. Перед концертом предупреждали, что у местных в порядке вещей встать во время песни, выйти из зала, вернуться. Но зрители сидели, слушали, аплодировали и не выходили! Не думаю, что дело только в моем репертуаре. Тут очень уважительно относятся к России и русским. Маленькие палестинские мальчишки на улицах, завидев тебя, кричат: «Америка — капут! Руссия — карашо!» Но тут-же просят: «Доллар давай!»

Российский центр науки и культуры в Вифлееме

На концерте присутствовали сотрудницы посольств России и Украины. За кордоном они очень дружны — братья славяне. Девчатам из Сум и Львова было приятно, когда я поприветствовал их на украинском, хотя сами общаются на великом и могучем.

Деньги и в Израиле — деньги

Израиль — страна не из дешевых. Проезд в городском транспорте обходится в два доллара, но билет действителен 90 минут, можно ехать с пересадками. Вспоминая наши маршрутки, прощаешь эту дороговизну.

Огромные автобусы оборудованы кассовыми аппаратами-сканерами и каждый водитель выдает тебе билет. Трамваи, бегающие по Иерусалиму, похожи на пресловутые «Хюндаи». Они и называют их поездами. Автобусы, совершающие междугородные перевозки, тоже снабжены кассовыми аппаратами.

Кассовый аппарат в автобусе

Вообще, кассовая политика — лишнее подтверждение тому, что «серые» и «черные» деньги в стране не гуляют и налоги собираются повсеместно. Тут есть куда их потратить — всеобщая воинская обязанность подразумевает очень большую армию, а это огромные расходы.

Солдаты обоих полов тут повсюду — в обмундировании и при оружии. Куда-то едут, идут, сидят в кафе, бродят по магазинам. К этим вооруженным молодым людям быстро привыкаешь, понимая, что война и терроризм отсюда никуда не уходили.

Солдаты обоих полов тут повсюду

Какой Восток, тем более Ближний, без базара. Обилие фруктов и овощей в январе просто потрясает. Горы клубники по 18 шекелей (40 грн) за кило и авокадо по 5 (11 грн) не за штуку, а за килограмм способны довести до импульсивных покупок самого закоренелого скупердяя. Качество продуктов в Израиле сомнению не подлежит, о здоровье народа тут заботятся.

Какой Восток без базара

Автомобилистам утешиться нечем, 95-й бензин стоит тут 8,3 шекеля (19 грн) за литр. Но на потоке машин цена, как видно, не отражается — много и повсюду.

Общая память

Яд ва-Шем — национальный мемориал Катастрофы (Холокоста) и Героизма. Сюда приходят все. Пройти все залы и экспозиции сложно, сердце не выдерживает видеть эту боль недавней истории. В Израиле, как и у нас, отмечают 9 Мая, тема Великой Отечественной священна, а память о ней неприкосновенна. Проходя мимо зловещих экспонатов мемориала, с ужасом ловил себя на мысли, что где-то в материковой Украине публично и всерьез пересматривают итоги той войны и снова не боятся озвучивать антисемитские лозунги. Вразуми, Господи, этот народ!

Взгляд назад

Писать об увиденном можно много и есть о чем, но формат газетной публикации ограничен. Послевкусие поездки приходит не сразу, тем более вернувшись домой, сразу попал под маятник Майдана и его информационных потоков. Но все чаще и чаще вспоминаешь людей, которые живут в маленькой стране, и при этом остаются большим народом.

Автор: Андрей СОБОЛЕВ

Автор выражает признательность Генеральному консульству РФ в Симферополе и федеральному агентству Россотрудничество за помощь в организации концертных выступлений в Израиле. Поездка была осуществлена за собственные средства автора.

Powered by Blogger