Участник фестиваля читает «Новый завет» |
Четвертый фестиваль православных СМИ по предложению епископа Ионы (Черепанова) прошел 3-7 октября в Балаклаве. Надо сказать, что, будучи Обуховским епископом, владыка Иона проявляет немалый интерес к Крыму: за неделю до фестиваля СМИ там же в Балаклаве он проводил Всеукраинскую конференцию по работе с молодежью. На фестиваль СМИ Обуховский епископ привез также свое «детище» — журнал «Отрок.UA», половина которого опять же предлагала экскурс по Крыму.
Съезд участников был назначен на 3 октября. Приехали как завсегдатаи фестиваля, так и новички, среди которых и гости из Беларуси. Более 100 участников представили 28 епархий Украины.
Во вторник, 4 октября, в день памяти Димитрия Ростовского, была отслужена литургия в храме 12 апостолов, после которой фестиваль начал свою работу.
После молитвы фестиваль начал работу |
Президиум фестиваля заняли: председатель Отдела внешних церковных связей УПЦ архиепископ Переяслав-Хмельницкий и Вишневский Александр (Драбинко), глава Синодального отдела по работе с молодежью, главный редактор журнала «Отрок.ua» епископ Обуховский Иона (Черепанов) и глава Синодального информационно-просветительского отдела УПЦ протоиерей Георгий (Коваленко).
В президиуме: епископ Иона (Черепанов), архиепископ Александр (Драбинко), протоиерей Георгий Коваленко |
Мероприятия фестиваля включали заседания «круглого стола», мастер-классы и тренинги. В первый день было проведено обсуждение внутрицерковных проблем и культуры публичных дискуссий. Были сделаны следующие выводы. Церковные журналисты должны стремиться к созданию максимально культурному и соответствующему церковному учению и духовным традициям материалу. Следует сотрудничать между собой с большим доверием и любовью. Важно предупреждать распространение ложной информации. Одним из способов предотвращения агрессивной и скандальной подачи информации на интернет-форумах должна стать неанонимность участников и возможность высказать мысль. Необходимо открытое обсуждение проблем.
Участников призвали к неанонимности на интернет-форумах |
Как наглядный пример работы пресс-центров епархий и благочиний были разложены печатные издания, многие из которых, имея даже епархиальный статус, выглядели весьма непривлекательно. Новости в них сводятся к освещению того или иного события города или епархии, а критика, аналитика или постановка проблем внутрицерковной жизни отсутствует совсем.
Участники знакомятся с печатными православными изданиями |
В связи с этим прот. Георгию Коваленко было задано два конкретных вопроса: какую поддержку можно ожидать от церковных властей при создании пресс-центров, и возможна ли критика внутри Церкви. На первый вопрос священник ответил, что подобная деятельность может держаться только на личной инициативе и энтузиазме. Отсюда понятен низкий уровень местных изданий, не имеющих спонсорской поддержки, в отличие от таких крупных изданий как «Отрок», «Лоза» или «Фамилия». На второй вопрос был дан очень расплывчатый ответ в духе «следует руководствоваться христианскими принципами». Кроме того, по инициативе Синодального информационного отдела будет проведен анализ всех церковных СМИ в Украине, и только избранным будет дан статус «Рекомендовано Синодом УПЦ». Остальные печатные и интернет-издания окажутся в информационной блокаде. Вероятно, этим же способом решится и вопрос критики.
Одним из самых интересных представленных проектов был Белорусский православный информационный портал Собор.by, администратором которого является Матвей Родов. Интересен он в первую очередь тем, что развивается на инициативе нескольких молодых людей и девушек. Их упорство вполне себя оправдало: проект работает и является одним из самых популярных в белорусской православной интернет-сети, не имея при этом финансовой поддержки от епархиальных властей.
Борис Тизенгаузен |
Среди проведенных мастер-классов особое внимание заслуживает доклад выпускника нашего СевНТУ Бориса Тизенгаузена «Совместная работа с тематическими сайтами и изданиями для повышения рейтинга собственных интернет-ресурсов для поисковых систем Google и Яндекс. Защита авторского контента в интернете». На следующий день он выступил с докладом «Как исправить репутацию, когда в интернет попал негатив». По словам Б.Тизенгаузена, в таком случае — главное средство борьбы с негативной новостью это продвижение в интернете максимально большого количества положительных отзывов и статей о «герое».
Главное в борьбе с негативом в интернете — побольше позитивных новостей |
В последний день фестиваля на тему продвижения сайтов в интернете выступил также диакон Дмитрий Николаев. Одним из его предложений было создание сети православных интернет-ресурсов, связанных между собой текстовыми ссылками и каталогами.
А вот тренинг по профилактике эмоционального выгорания в профессиональной деятельности, проведенный протодиаконом Иоанном Диденко, вызвал бурное обсуждение. В вопросе психологии православная аудитория оказалась крайне консервативной и не хотела принимать узкоспециализированную терминологию и уж тем более применять что-то на практике.
К психологическому тренингу консервативные участники оказались не готовы. Протоиерей Александр Авдюгин |
Но не все три дня съехавшиеся участники провели в буфете-ресторане санатория «Чембало», отведенного под проведение фестиваля. Во второй день был сделан значительный перерыв, и почти 70 человек на яликах отправились на отдых к пляжу «Васили».
На яликах участники отправляются на пляж |
В завершение фестиваля православных СМИ всех ожидал небольшой сюрприз: в конце третьего дня была представлена 15-минутная постановка «Записки Пилигрима», девизом которой стала фраза: «Каждый увидит нечто, но все мы увидим все!». «Пилигрим» — это интернет-проект, цель которого — собирать рассказы, рисунки, фотографии, песни и размышления на тему «Дорога длиною в жизнь».
Сцена из «Записок Пилигрима» |
Егор КОМАРОВ, фото автора